Крымский мост откроют на полгода раньше срока
Первые легковушки проедут по нему в ближайшие часы, грузовики — осенью, а поезда — в следующем году
Фото: most.life
Движение по крымскому мосту открывается не просто досрочно, а с огромным, больше чем на полгода, опережением графика. Заказчик, ФКУ Упрдор «Тамань», принял у генерального подрядчика, компании «Стройгазмонтаж», автодорожную часть Крымского моста 28 апреля. Длившиеся на протяжении нескольких недель приемочные обследования, статические и динамические испытания подтвердили надёжность несущих конструкций и их готовность к вводу в постоянную эксплуатацию. Сейчас на объекте идут последние приготовления к торжественному открытию, которое состоится даже не в ближайшие дни, а в ближайшие часы. Сценарий праздника держится в секрете, но все мечтают, чтобы первым по мосту проехал Президент России Владимир Путин.
Количество туристов вырастет до десяти миллионов
Пока по мосту откроется движение только легковых автомобилей и автобусов. Такой режим прежде всего сделает более доступным Крым для туристов. Все-таки паромная переправа — это несколько лишних часов ожидания из-за очередей, а иногда и из-за непогоды. Причём в последнем случае переправа может останавливаться на несколько дней. Плюс сам факт ввода в строй моста станет дополнительным стимулом для многих жителей Большой земли приехать на «отрезанный» до недавних пор полуостров. Да и, собственно, уже сегодня Крымский мост — это не только стратегический инфраструктурный проект, но и туристический объект, отдыхающие часто просят включить его посещение в программу пребывания.
По оценке главы Республики Крым Сергея Аксёнова, после открытия моста количество туристов, отдыхающих на полуострове, достигнет 8-10 миллионов в год — это почти в два раза больше, чем сейчас, и примерно равно показателям советских времён. Однако достигнут такой рост будет не сразу. Председатель комитета регионального парламента по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк полагает, что на это понадобится около пяти лет. Учитывая, что в прошлом году в Крыму отдохнули 5,3 миллиона человек, для нынешнего хорошим результатом будет 6-6,5 миллиона, полагают эксперты отрасли.
Открытие моста даст серьёзный экономический импульс развитию Керчи, которая окончательно превратится из дальнего глухого угла полуострова, каким она была при Украине, в новые ворота Крыма. Будет идти и перераспределение туристических потоков в пользу той же Керчи и Восточного Крыма (Ленинский район, Феодосия, Судак). Именно там лежит «первое море» для тех, кто будет приезжать на полуостров на машинах.
Мост и паромная переправа = снижение цен
Хотя в ходе испытаний участки моста «нагружали» одновременно восемью 35-тонными самосвалами, грузовое движение по нему откроется лишь в октябре, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов. Такое решение обусловлено оптимизацией логистических потоков в пиковый летний сезон.До тех пор все большегрузы весом свыше трёх с половиной тонн, везущие в Крым продукты, строительные материалы и другие товары, по-прежнему будут использовать паромную переправу.
Это осеннее событие должно привести к снижению цен, которые сегодня на полуострове одни из самых высоких в России. Простейший индикатор: бензин дороже, чем в Крыму, стоит только в пяти регионах страны — на Камчатке, на Сахалине, на Чукотке, в Магадане и в Якутии. В стоимость всего, что привозится на полуостров с Большой земли, заложена паромная переправа. Ну и, конечно, после открытия грузового движения снабжение региона станет более стабильным, перестав зависеть от непогоды, из-за которой переправа, особенно зимой, работает с перебоями. В свою очередь, облегчение логистики и снижение цен увеличат уровень инвестиционной привлекательности региона, полагает Сергей Аксёнов.
В Крым на поезде. Как в старые времена
Следующий этап — открытие железнодорожного сообщения по Крымскому мосту, которое запланировано на 2019 год. Это также повлечёт за собой целый ряд последствий. Поезда ещё больше облегчат доставку на полуостров и грузов, и пассажиров. При этом для туристов существенно снизится стоимость поездки на полуостров. О конкретной цене железнодорожных билетов говорить пока рано, но она наверняка будет ниже, чем на самолёт. Да и авиакомпании, почувствовав конкуренцию железнодорожников, могут пойти на то, чтобы снизить цену своих билетов. А то ведь на сегодняшний день стоимость перелёта из Москвы в Крым летом почти в два раза выше, чем из Москвы в Сочи.
Открытие железнодорожного движения будет означать возрождение некогда развитой отрасли, которая сейчас влачит в Крыму жалкое существование. Железнодорожный вокзал Симферополя на протяжении десятилетий был главными воротами полуострова, принимая ежедневно несколько десятков поездов из разных городов Украины и России, сейчас же здесь проходят лишь несколько электричек, курсирующих между населёнными пунктами региона. И кстати, среди планов на более отдалённое будущее есть строительство скоростной железной дороги от Керчи до Симферополя.
Мост и «Таврида» — новая транспортная инфраструктура
Крымский мост нельзя рассматривать отдельно от других инфраструктурных проектов развития полуострова, и прежде всего от федеральной трассы «Таврида», которая позволит преодолевать расстояние от Керчи до Севастополя за два с небольшим часа (сейчас на это требуется около четырёх часов).
По информации председателя Государственного комитета дорожного хозяйства республики Сергея Карпова, на данный момент «Таврида» готова на 30 процентов. При этом власти обещают, что уже к концу нынешнего года трасса заработает в двухполосном режиме, однако до тех пор, пока она не войдёт в строй в окончательном четырёхполосном варианте (а по плану это случится в конце 2020 года), движение от Керчи до Севастополя, особенно летом, будет оставаться очень напряжённым. Это одна из трудностей, которая поджидает автотуристов нынешним летом. Их число наверняка увеличится, а пропускная способность дороги пока останется прежней со всеми вытекающими отсюда проблемами — затруднённым обгоном (по трассе передвигается много грузовых автомобилей и строительной техники), дорожно-транспортными происшествиями, а то и заторами.
Таким образом, можно выделить несколько стадий, на протяжении которых Крымский мост будет оказывать своё глобальное влияние на жизнь полуострова. Первый — открытие легкового автомобильного движения в мае 2018 года. Второй — начало грузового движения в октябре. Третий — ввод в строй двухполосной версии федеральной трассы «Таврида» в декабре. Четвёртый — открытие железнодорожного движения по мосту в конце 2019 года. Ну и наконец пятый — открытие четырёхполосного движения по «Тавриде», которая составляет единый транспортный инфраструктурный комплекс с Крымским мостом.
Справка
Строительство Крымского моста началось в феврале 2016 года. Его стоимость составит 228 миллиардов рублей. Крымский мост протяженностью 19 километров станет самым длинным в России. По мосту проходят две параллельно расположенные дороги — автомобильная и железная.
Автомобильная состоит из четырёх полос, расчётная скорость движения — 120 км/ч, пропускная способность — 40 тысяч автомобилей в сутки (в четыре раза больше, чем способна обеспечить паромная переправа). Расчётная скорость железнодорожного движения также составит 120 км/ч, пропускная способность — 47 пар поездов в сутки.
Из истории проекта
Не один век люди задумывались о создании надёжной и безопасной переправы через Керченский пролив. Впервые строительство моста планировалось ещё при Николае II, но Первая мировая война не позволила начать эту работу. Затем были другие попытки, причём одна из них оказалась почти успешной. После освобождения Крыма в 1944 году советские строители во главе с инженером Борисом Надёжиным не только построили мост, но и открыли по нему движение — этим путём возвращалась из Крыма в Москву советская делегация после знаменитой Ялтинской конференции. Однако в феврале 1945-го необычайно сильный для этих мест ледоход погнул несколько пролётов, и мост пришлось разобрать.
Ещё материалы: Владимир Путин