Крылья нашей авиации подрезать станет сложнее
Минтрас разработал правила, которые помогут избежать репрессий со стороны заграничных ревизоров
Правительство решило продлить еще на два года порядок дальнейшей эксплуатации самолетов, взятых в лизинг или аренду у иностранных юрлиц. Это позволит российским авиакомпаниям сохранить парк воздушных судов. Вместе с тем не ослабевают внешнее давление на нашу авиаотрасль. В сентябре Международная организация гражданской авиации (ICAO) пометила Россию «красным флажком» из-за предполагаемых проблем с обеспечением безопасности полетов. Эксперты полагают, что юридически точно оформленные нормативные документы помогут в дальнейшем устранить формальные поводы усомниться проверяющим из-за рубежа в надежности российских лайнеров. Это прописано в трех проектах приказов Министерства транспорта, опубликованных на портале проектов нормативных актов.
Нелегкий период, особенные решения
Три четверти коммерческого воздушного флота нашей страны построено в Европе, США и Канаде. Российские перевозчики эксплуатируют около тысячи пассажирских лайнеров, большая часть которых была взята в лизинг у иностранных компаний.
Ударившие прошлой весной по отечественной авиаотрасли антироссийские санкции, связанные в том числе с запретом на предоставление нашей стране самолетов и компонентов, а также услуг страхования и технического обслуживания авиатехники, в том числе запрещают операционный лизинг самолетов в интересах российских перевозчиков. В ответ Правительство вынуждено было установить особенности использования самолетов, взятых в лизинг или аренду у иностранных компаний.
Поэтому наши авиакомпании стали активно регистрировать западные самолеты в национальном реестре. В одностороннем порядке были расторгнуты договоры лизинга более 700 иностранных самолетов, сообщает РБК со ссылкой на Росавиацию. По данным агентства на 15 июня, в российский реестр с начала 2022 года были переведены более 600 самолетов, преимущественно производства Airbus и Boeing.
В конце декабря Правительство решило продлить еще на два года порядок дальнейшей эксплуатации самолетов, взятых в лизинг или аренду у иностранных юрлиц. Это позволит российским авиакомпаниям сохранить парк воздушных судов и обеспечить достаточный объем пассажирских авиаперевозок, сообщается Telegram-канале кабмина 30 декабря.
«Отечественные авиакомпании смогут, как и в 2022 году, в течение 5 дней регистрировать права собственности на эксплуатируемые иностранные самолеты и вносить их в госреестр. Страхование, перестрахование и техническое обслуживание бортов будет осуществляться на территории России», — информирует Правительство.
Чисто юридические решения
Учитывая высокие ставки в вопросах, связанных с отечественной авиационной отраслью, каждый опубликованный документ Минтранса по этой теме вызывает интерес и повышенное внимание, включая последние три проекта приказа. Хотя, на первый взгляд, в них нет ничего особенного.
Сами по себе документы носят, скорее, концептуальный характер и никак не связаны с ситуацией, в которой оказались наши авиаперевозчики, считает главный редактор портала Avia.ru, эксперт Комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.
«Проект новых федеральных авиационных правил касается поддержания летной годности воздушных судов, то есть речь идет о соответствии технического состояния сертификационным требованиям для возможности эксплуатации. Второй документ затрагивает порядок регистрации, в третьем говорится о правилах сертификации самих организаций, которые занимаются техобслуживанием и ремонтом воздушных судов», — уточнил эксперт.
Он добавил, что документы разработаны не в авральном режиме, так как вступают с сентября 2023 года и действуют до 2029 года. «По большому счету, такая плановая законодательная работа департамента госполитики Министерства транспорта», — уточнил Гусаров.
По его словам, документы носят юридический, а не технический характер. Они обязывают юрлица поддерживать летную годность и техобслуживание самолетов: «Не нарушать регламенты производителей, не летать, допустим, на самолетах с просроченными по сроку эксплуатации запчастями, не устанавливать запчасти, не соответствующие каким-то сертификационным требованиям».
Исключить любой подвох
С другой стороны, если посмотреть на ситуацию шире, то в свете существующих придирок политически ангажированных иностранных структур рутинная законодательная работа и концептуальный формат документов приобретают совершенно иное звучание.
Напомним, в июне Международная организация гражданской авиации заявила об опасениях по поводу безопасности полетов в России. В Росавиации отвергли любую озабоченность в этой связи, но осадок, что называется, остался.
ICAO — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности. СССР присоединился к Чикагской конвенции и вступил в ICAO в 1970 году, а Россия стала его правопреемником в том числе по этому соглашению.
А так как комиссия ICAO проверяет российский воздушный флот каждые пять лет, то важно не дать повода по политическим мотивам подрезать крылья российской авиации, отметил Роман Гусаров.
«Документы должны быть понятные, чистые, прозрачные, без каких-либо разночтений. К сожалению, не всегда это так. Жизнь уходит вперед, а качество законодательных норм зачастую отстает. Мы прекрасно понимаем, что теперь даже со стороны того же ICAO к нам будет пристальное внимание. Они ведь проверяют не только, как мы ремонтируем самолеты и как обучаем пилотов, но всю нормативно-правовую базу. И она должна у нас быть в абсолютно идеальном порядке», — подчеркнул эксперт.
Прежде у международной организации не было причин придираться, но сейчас, «очевидно, будут цепляться к каждой букве», добавил он. И если обнаружат даже самую малую юридическую неточность, то возможны разные последствия.
Читайте также:
• Росавиация запросила гарантии безопасности для полетов над Сирией
Самый мягкий вариант воздействия на неугодных со стороны международной организации — указание стране на факты нарушения и настоятельные предложения их устранить. Более суровая мера — исключение страны из ICAO. Последнее, по данным РБК, предполагает, что к представителям авиаотрасли конкретной страны более не применяется режим благоприятствования. Из-за этого могут последовать проблемы при взаимодействии со службами навигации, техническим обслуживанием судов и даже их пропуском в воздушное пространство и аэропорты стран — членов конвенции.
А в том, что ICAO способна забыть о приличиях и пойти на поводу у западных политиков, сомневаться не приходится. В сентябре в Ассоциации туроператоров России сообщили, что международная организация пометила Россию «красным флажком» из-за предполагаемых проблем с обеспечением безопасности полетов. Исключение из совета организации — вещь неприятная, но, по мнению экспертов, касается международных полетов, а на внутренние пассажироперевозки никак не влияет.
Насколько поможет российским авиаторам избежать придирок заграничных контролеров юридическая шлифовка ведомственной нормативки, пока сказать трудно. Неизвестно, когда комиссия ICAO вновь приедет к нам в гости, но «Парламентская газета» будет следить за развитием ситуации.