Крупный ретейл сможет расширяться без ограничений
Торговые сети получат эту льготу, если купят площадь у уходящих из России компаний
С 15 июня до 31 декабря 2022 года торговые сети смогут купить или арендовать дополнительные квадратные метры, не соблюдая ограничения на расширение, если они заключат сделку с компанией, подконтрольной зарубежной организации и заявившей об уходе с российского рынка. Такой закон вступает в силу 15 июня. Это должно помочь сохранить на месте привычные магазины, их ассортимент и рабочие места, считают в Госдуме.
Подконтрольный контрагент
По закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» крупная торговая сеть, которая продала за предыдущий год в денежном выражении больше 25 процентов всего продовольствия в регионе, не имеет право открывать там новые магазины. Если же она нарушит запрет, сделку признают ничтожной. С таким иском может обратиться в суд как другая компания, так и Федеральная антимонопольная служба.
Теперь из этого правила сделали исключение. Ограничение не будут применять, если ретейлеры покупают или арендуют торговую площадь у юридического лица, подконтрольного иностранной компании. Причем речь идет об организациях, которые прекратили торговлю в России или заявили об уходе с российского рынка.
Еще одно требование — основания для признания юрлица подконтрольным зарубежной компании должны были возникнуть до 15 июня. Организация считается таковой, если контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами голосов, приходящимися на ее голосующие акции или составляющие ее уставной капитал.
Новое правило будет действовать до 31 декабря этого года. Сделки, заключенные в этот период, не смогут признать ничтожными.
После 31 декабря долю не заберут
Изначально закон, ограничивающий приобретение дополнительных площадей, приняли, чтобы поддерживать на рынке здоровую конкуренцию. Ведь излишний монополизм продуктового ретейла приводит к повышению цен, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
«И действующие предельные величины, когда компания может занимать не более 25 процентов рынка, формирует нормальную конкурентную среду», — сказал он.
Но сейчас, по мнению Гутенева, отмена до конца года существующих ограничений — это пока единственная возможность сохранить принадлежавшие иностранцам магазины, к которым привыкли покупатели, а также рабочие места в них и знакомый ассортимент. Причем в том или ином регионе может быть лишь одна компания, которая готова приобрести избыточные площади и сохранить зарубежный бизнес.
Причем после 31 декабря «лишнюю» долю у бизнеса не заберут. Например, компания, доля которой на региональном рынке была 24,95 процента, приобретет площадь, которая даст ей еще четыре процента.
«Даже на посткризисный период эти плюс четыре процента в данном регионе будут сохранены за компанией. И это честный и правильный подход, который позволяет бизнесу, который решает задачи, стоящие перед нашей экономикой, получать преференции. Чем больше компания работает на страну, тем более бережно страна должна относиться к ней», — считает парламентарий.
Новый закон — это правильная реакция на внешние угрозы, и именно поэтому профильный комитет поддержал такую инициативу Правительства, сказал депутат.
Читайте также:
• Почему рубль укрепляется, а спички дорожают • Подорожают ли товары параллельного импорта
Навсегда ли?
Не раз звучали предложения пойти дальше. Например, во время обсуждения антисанкционного закона была идея увеличить максимальную долю торговых сетей на рынке с 25 до 35 процентов, причем бессрочно, сказал Гутенев.
«Мы считаем, что это предложение имеет право на обсуждение, но не в таком «пожарном» порядке, как сейчас мы принимали поправки в закон о торговле, позволяющие нашим компаниям приобретать бизнес иностранцев сверх лимита по площадям. А уже в плановом порядке будем обсуждать такие идеи с привлечением профессиональных объединений, Общества защиты прав потребителей, чтобы найти разумный баланс», — отметил депутат.
Кроме того, по его словам, на 7 июля Госдума запланировала заседание, на котором рассмотрят вопрос защиты прав потребителей от действий зарубежных компаний, которые некрасиво ушли с российского рынка. Ведь, по его словам, иностранцы уходят по-разному — некоторые пытаются, например, сохранить гарантийное обслуживание ранее проданных товаров, а некоторые бросают своих российских покупателей.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Владимир Гутенёв