Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Косметологам без лицензии готовят крупные штрафы и тюремные камеры

Агрегаторы объявлений надомников хотят заставить отвечать за рекламируемые у них услуги

04.04.2024 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Косметологам без лицензии готовят крупные штрафы и тюремные камеры
Ирина Филатова. © Владимир Федоренко / РИА Новости

Усилить ответственность за некачественные услуги косметологов, в том числе оказываемые на дому, считают необходимым в Госдуме. Соответствующие инициативы прорабатывают члены Экспертного совета по защите конкуренции в сфере фармацевтической деятельности при думском Комитете по защите конкуренции. О том, как в прямом смысле не лишиться лица при обращении к неквалифицированным специалистам, в интервью «Парламентской газете» рассказала член этого комитета Ирина Филатова.

- Ирина Анатольевна, какие основные проблемы вы выявили в сфере эстетической медицины?

- В первую очередь, многие организации, которые оказывают такие услуги, нельзя назвать медицинскими — они ими по факту не являются, так как не имеют соответствующей лицензии и образования у сотрудников. При этом в отрасли крутятся десятки миллиардов рублей, а количество клиентов только растет. Сегодня ввоз лекарственных препаратов и медицинских изделий из-за рубежа контролируется слабо. У сотрудников Федеральной таможенной службы нет такой квалификации, чтобы проверить, что именно везет через границу человек, если он говорит, что перевозит товары для личного применения. А так бывает очень часто: люди говорят, что везут что-то для себя, а потом эти препараты и изделия оказываются в салонах красоты и так называемых клиниках эстетической медицины. Проведение экспертизы — процедура дорогостоящая, нужно их много.

С другой стороны, имеет место низкая потребительская культура. По данным ВЦИОМ, четверть всех потребителей услуг эстетической медицины и косметологии не интересуются ни названием, ни происхождением препарата, ни даже последствиями его применения. А 17 процентов интересуются иногда. При этом у людей существует большой запрос на контрафакт — опять же по незнанию и из желания сэкономить. Ищут подешевле, не вдаваясь в подробности возможных последствий. И еще одна показательная цифра от ВЦИОМ: 39 процентов потребителей не требуют чек в салонах красоты. А это означает, что невозможно защитить свои права впоследствии, но многие и не готовы за них бороться, скрывая неудачный опыт.

- Что предлагают эксперты для решения этих проблем?

- В первую очередь, мы считаем необходимым маркировать медицинские изделия, поступающие из-за рубежа, используя для этого отечественную систему «Честный знак».

Подготовим предложения об усилении административной и уголовной ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества и нелегальную деятельность. Сейчас на рынке очень много так называемых специалистов, которые обучались где-то и как-то, якобы по авторским методикам, проверить которые не представляется возможным. Такие люди зачастую сами печатают себе дипломы и свидетельства, которые ничего не стоят, либо и этим не утруждаются.

Правоохранительные органы с неохотой рассматривают такие дела, если только не наступили тяжкие последствия для здоровья человека — серьезные увечья или смерть. Таких случаев становится больше. К слову, штраф по КоАП незначительный — до 2500 рублей, гораздо дороже и сложнее что-то доказать, и это развязывает руки «лекарям» и «знахарям».

Набиуллина допустила снижение ключевой ставки во второй половине года

- А с низкой потребительской культурой как бороться?

- Правовым просвещением. Критично необходимо масштабное информирование о последствиях получения услуг в непроверенных местах и у непроверенных специалистов. Людям нужно взять за правило интересоваться квалификацией эксперта и лицензией организации, куда они планируют обращаться, происхождением препарата и наличием сертификата или российской маркировки на изделиях, которые к ним применяют.

Колоссальная, пока нерешаемая проблема — надомники. Информация о них часто передается через сарафанное радио. Таких специалистов с неясной квалификацией очень много, и их сейчас никак не контролируют. Свои услуги они продвигают через электронные агрегаторы услуг, маркетплейсы. Но одно дело, когда речь идет о замене лампочки или водопроводного крана, хотя и здесь возможны проблемы, а другое — когда мы доверяем свое здоровье и внешний вид совершенно незнакомому человеку. При этом площадка никак не отвечает за действия того, кто разместил на ней объявление. Об этом нужно будет подумать при дальнейшем регулировании деятельности маркетплейсов, чем наш комитет тоже занимается. Необходимо комплексное регулирование, предусматривающее в том числе ответственность площадки за то, что на ней происходит.

Читайте также:

• Потеря ногтей, заражение гепатитом и ВИЧ: скрытые опасности маникюрных салонов • Парикмахеров заставят снять часы, а горничных научат пылесосить