Кому нужна реорганизация «Почты России»
Акционирование ведомства может оказаться успешным только при соблюдении интересов его работников
«Почта России» в 2018 году 8 июня отмечает свой профессиональный праздник — День российской почты. Это памятная дата была учреждена в 1994 году к 300-летию создания первой российской внутренней почтовой линии между Москвой и Архангельском, основанной по Указу Петра I. История же российской почтовой системы насчитывает более тысячи лет — её основы были заложены в конце IX века.
Но сегодня на смену ноющей тоске станционных смотрителей и прыти почтовых саврасок, воспетых русскими писателями и стихотворцами, в российском почтовом ведомстве уже давно пришли более практичные и лишённые всякой поэтической окраски управленческие модели и прогрессивные технологии. Единственное, что осталось незыблемым, — социальное содержание службы. Этого не смогли отнять ни свершившиеся, ни только намечающиеся преобразования. Очередное такое преобразование запланировано на осень. До конца года «Почта России» будет акционирована, что, по мнению Правительства и федеральных законодателей, позволит предприятию привлечь инвестиции, увеличить рентабельность и, соответственно, повысить благосостояние сотрудников.
Первый блин комом
В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, на правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. При профильном министерстве было создано Федеральное управление почтовой связи, которое в 1995 году было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи, спустя год преобразованную в Департамент почтовой связи профильного министерства.
Руководить почтальонами в городах и весях стали региональные управления, действующие через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.
Признавая роль старейшего российского предприятия в историческом развитии страны, президент России Борис Ельцин в 1994 году учредил профессиональный праздник почтовых работников День российской почты, который сегодня отмечают ежегодно во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты — эмблема и флаг.
Это, пожалуй, были самыми приятными моментами для работников почты, так как в 1996 году Минсвязи нарушило госмонополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. Им отошли вполне себе ликвидные функции — курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати.
Последствия от такого широкого жеста не замедлили сказаться. Более мобильные и динамичные частные компании стали теснить громоздкое и малопригодное к состязательному процессу госпредприятие по всем фронтам, отнимая у него раз за разом лакомые куски почтового пирога.
Такими темпами, утрачивая с каждым годом конкурентные преимущества, «Почта России» с трехсоттысячным коллективом закономерно приближалась к забвению и кончине в рыночных судорогах. В 2014 году Правительство, однако, решило вмешаться, упредив мрачный прогноз. Признав, что ФГУП конкурировать с частниками не способно, чиновники увидели спасение в акционировании предприятия.
В спешке, без оглядки на экспертное сообщество, Минкомсвязи написало и внесло в Госдуму нужный для этого законопроект. В палате же к документу отнеслись настороженно, предусмотрительно не подпустив даже к первому чтению.
По воспоминаниям председателя думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, неприятие депутатов объяснялось просто: в рамках правительственной законодательной инициативы предполагалась приватизация предприятия. Это означало утрату госконтроля над всем имущественным комплексом солидной российской госструктуры.
Чтобы не нагнетать ситуацию, комитет предложил Правительству доработать документ, включив в него в том числе положения о том, что отчуждение недвижимого имущества организации может происходить только по решению кабмина.
Попытка вторая, успешная
К продолжению темы реорганизации «Почты России», можно сказать, подтолкнули обстоятельства: с 2015 года ведомство перестало получать госфинансирование и стало активно развивать новые коммерческие направления. Но полностью расправить крылья не позволили законодательные путы — предприятие было не вполне самостоятельным по части оперативного управления имуществом, что препятствовало появлению инвестиций, затрудняло привлечение банковских кредитов.
Всё вернулось на круги своя. Начались консультации с депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, что благотворно сказалось на перспективах проекта. Уже в октябре 2017 года экс-глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил о достижении консенсуса с думскими комитетами, попросив парламентариев о поддержке. И те пошли навстречу.
В отличие от предыдущей версии утвержденный закон закрепляет за советом право одобрять или отклонять сделки с имуществом.
Новые поправки, тщательно проработанные сенаторами и депутатами, были согласованы со всеми заинтересованными инстанциями, а затем внесены в Госдуму в апреле текущего года. 21 июня закон был принят палатой в третьем чтении.
В Правительстве уже признали: качество документа на порядок выше их собственного. Хотя бы потому, что в депутатском варианте о приватизации не говорится ни слова, зато предельно чётко прописывается, что 100 процентов акций предприятия принадлежат государству и больше никому. Кроме того, в документе подробно описывается структура будущего акционерного общества, полномочия совета директоров, правления, гендиректора, положения, касающиеся имущества «Почты России», организация почтовых подразделений, гарантии сохранности рабочих мест.
«В отличие от предыдущей версии утвержденный закон закрепляет за советом право одобрять или отклонять сделки с имуществом. Кроме того, совет будет рассматривать вопросы о закрытии или открытии отделений почтовой связи. В новой редакции закона эта процедура увязана с необходимостью согласования с региональными властями», — пояснил Николай Николаев.
Количество членов совета директоров будет определять Правительство, но оно не должно превышать 11 человек. Независимые директора могут составлять не более одной трети от общего количества членов, остальные места заполнят представители государства. Своих представителей в орган корпоративного управления смогут направить Госдума, Совет Федерации и отраслевой профсоюз.
За почтой сохраняется функционал по оказанию транспортных, экспедиционных и финансовых услуг, а также услуг по размещению рекламы. Кроме того, общество остаётся платёжным агентом, оно, как и прежде, сможет принимать платежи за коммунальные услуги и различные товары. В то же время к основным видам деятельности «Почты России» добавится возможность обеспечивать доступ к государственным и муниципальным услугам в электронной форме. В этом сегменте ведомству предстоит конкурировать с МФЦ.
По словам одного из авторов законопроекта, главы Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрия Мезенцева, реорганизация «Почты России» коснётся в той или иной степени каждого жителя России, а потому в дальнейшем будет находиться под пристальным парламентским контролем.
А что дальше?
Если верить историкам, русская служба связи впервые попыталась стать прибыльной примерно тогда же, когда появились термины «эстафета», «почтовый колокольчик» и «тройка» — в конце XVIII века. Однако, увы, не заладилось. Для государства важнее был социальный статус ведомства, а потому ко всем новшествам в сфере возможной монетизации услуг чиновники от связи относились скептически.
После прихода в 1917 году к власти большевиков с мыслью о прибыльности госпредприятия и вовсе пришлось расстаться. В советское время ведомство несколько раз меняло свои организационные очертания, но незыблемой оставалась его социальная суть. Почтальон и работники связи имели почёт и уважение.
В докомпьютерную пору межгородская телефония была дорогим удовольствием, а потому именно эти люди с традиционной сумкой на плече служили живыми коммуникаторами, которые связывали друг с другом миллионы соотечественников, добросовестно передавая меж ними письма, открытки и телеграммы. Особое уважение к службе питали (и до сих пор питают) дедушки и бабушки, получавшие из рук почтальонов в целости и сохранности свои пенсии.
Но время идёт, и всё меняется. Городские почты уже давно расстались с налётом сентиментальности, теперь это средоточие высокотехнологичных услуг. Механистичность и цифровая бесстрастность добавили скорости, но забрали элемент живого участия. А ведь именно он так ценился раньше. Почтальон не просто передавал сообщение адресату, как бездушный мессенджер, но и сопереживал, в случае если принесённые новости были трагичными, и радовался, если вести были счастливыми.
И хотя электронные новшества и мобильная связь проникли повсюду, в деревнях и селах такой уклад до сих пор сохранился. Почта здесь по-прежнему единственное место, где люди встречаются друг с другом по поводу и без, обмениваются нужной житейской информацией, делятся новостями из мира политики, которые здесь обсуждают охотно и с особым пристрастием.
В то же время сельская почта — это своеобразная служба одного окна, где селяне могут заплатить за коммунальные услуги, заказать печать фотографий, пополнить баланс сотового телефона, купить постельное белье, бытовую химию, хлеб, масло и многое другое. Особо желающие могут тут же получить доступ в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ.
Трансформируется ли эта почтовая пастораль во что-то более современное после акционирования и что будет после с самими работниками «Почты России», скажем, лет через пять, десять, пятнадцать — пока предугадать сложно, хотя правительственные чиновники и федеральные законодатели настроены оптимистично.
«Сегодня в «Почте России» работают более 350 тысяч человек. Это означает, что вместе с членами их семей в стабильности рабочих мест предприятия «Почта России» заинтересованы более одного миллиона человек. Именно поэтому все новеллы закона, связанные с положением работников, согласованы с руководством профсоюза работников связи. В результате мы прописали, что реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров и сокращение численности штата работников в связи с реорганизацией недопустимо», — разъяснил Николай Николаев дальнейшие перспективы российских почтальонов, которые в нашей стране всегда означали больше, чем закреплённый за ними функционал.
Перспективы и планы
Удастся ли сохранить «живинку» в реформируемой организации — зависит от людей, которые возглавят её корпоративное управление. Пока же все устремления предприятия зациклены на повышении эффективности, прибыльности и конкурентоспособности.
В рамках этой рыночной логики в середине февраля 2018 года «Почта России» подписала меморандум о стратегическом партнёрстве с продуктовым ретейлером «Магнитом» и его новым акционером банком ВТБ.
Согласно условиям меморандума, стороны намерены разработать концепцию нового розничного формата для комбинированного оказания офлайн торговых, почтовых, логистических и банковских услуг своим клиентам на площадках «Почты России». Дополнительно на базе анализа потребительских предпочтений предполагается разработать и внедрить оптимальные онлайн-механизмы продажи товаров и услуг, а также совместные программы лояльности.
Реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров, и сокращение численности штата работников в связи с реорганизацией недопустимо.
Стороны также планируют рассмотреть возможность создания совместного сервиса по доставке товаров населению через курьерскую службу почтовиков, а также скоординированно использовать мощности распределительных и сортировочных центров обеих компаний, транспорт по широкой сети маршрутов в России.
Это позволит создать нового крупнейшего игрока в ретейле: «Почта России» управляет 42 тысячами отделений, что в 2,5 раза больше, чем уже есть у «Магнита». Инвестиции в проект, по некоторым данным, могут составить около 30 миллиардов рублей.
«Почта России» в цифрах
Выручка предприятия в 2017 году увеличилась более чем на восемь процентов и составила 178,1 миллиарда рублей. Почтовый бизнес принёс ведомству 76 миллиардов (рост два процента), посылочный — 48,9 миллиарда (рост 21 процент), финансовый - 48,3 миллиарда (рост четыре процента).
Фактическая чистая прибыль на 28 процентов превысила плановые показатели и составила 758 миллионов рублей. При этом значительно снизилась чистая прибыль предприятия — с 1,734 миллиарда рублей в 2016 году до 758 миллионов в 2017-м. В то же время фонд оплаты труда вырос на 5,1 миллиарда рублей в результате роста на 3,8 процента средней зарплаты работников в 2017 году по сравнению с 2016 годом - с 20,9 до 21,7 тысячи рублей.
В прошлом году почтовое ведомство обработало совокупно 365 миллионов отправлений с товарными вложениями, что почти на 23 процента больше, чем в 2016 году.
Ещё материалы: Николай Николаев