Коллекторов предложили не пускать в ЖКХ
В Совфеде считают важным защитить россиян от профессиональных взыскателей долгов в коммунальной сфере, переведя процесс на новые технологические рельсы
Принятие поправок в Жилищный кодекс, запрещающих управляющим компаниям заключать агентские договоры с третьими лицами для взыскания просроченной задолженности за ЖКУ, принесёт дополнительную нагрузку на штат организаций и, скорее всего, к росту тарифов. В то же время и коллекторов по действующему закону к работе с жилищно-коммунальными долгами привлекать нельзя.
В Совфеде предложили руководствоваться прежде всего интересами россиян, при этом помня о растущей опережающими темпами задолженности по услугам ресурсоснабжающих организаций. Об этом шла речь на совещании Комитета палаты регионов по экономической политике 29 ноября.
История вопроса
Закон, запрещающий уступать права по возврату просроченных долгов по услугам ЖКХ третьим лицам, был принят в 2019 году, однако управляющие компании, как ранее отмечала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, научились обходить новую норму, пользуясь лакунами в правовом поле. Вполне закономерно, что их решили устранить. В мае 2021 года Госдума приняла в первом чтении новые поправки в жилищное законодательство, запрещающие управляющим компаниям обращаться к услугам коллекторов для взыскания задолженности и заключать с ними агентские договоры.
Ресурсники сочли, что поправки серьёзно затрагивают их интересы. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) направила письмо вице-премьеру Марату Хуснуллину, попросив внести в законопроект уточнения, которые позволили бы гарантирующим организациям в сфере водоснабжения и водоотведения пользоваться услугами коллекторов.
В письме отмечалось, что если организации водопроводно-канализационного хозяйства не смогут обращаться к коллекторам и взыскивать задолженность, то произойдёт рост дебиторской задолженности.
В ответе Минстрой отметил, что запрет на взыскание задолженности за коммунальные услуги третьими лицами может привести к отрицательным последствиям. Исполнителю коммунальных услуг и ресурсоснабжающим организациям, возможно, придётся создавать свои локальные службы по возврату долгов, что приведёт к росту тарифов для потребителей.
Ведомство разработало проект законодательных поправок, в соответствии с которыми предлагается предусмотреть возможность привлечения коллекторов для взыскания долгов по ЖКХ, если они будут включены в соответствующий госреестр юрлиц. Об этом говорится в письме, которое Минстрой направил в ответ на обращение РАВВ, документ опубликован на сайте ассоциации.
Однако понимания в Госдуме оно не нашло. В палате считают новацию неразумной. Людей надо защищать от коллекторского произвола, а не наоборот, уточнил 3 августа в своём Telegram-канале председатель Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн.
Чиновники Минстроя, а теперь и Минэкономразвития зачем-то пытаются встать на те же грабли, от которых мы с огромным трудом ушли, с удивлением отмечает депутат. «Запрет взыскания долгов по ЖКХ через коллекторов был законодательно установлен ещё в 2019 году именно по инициативе «Единой России», — уточнил Александр Хинштейн. — Наша позиция неизменна: никаких коллекторов в сфере ЖКХ быть не должно».
По мнению председателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова (ЛДПР), в стране достаточно мер воздействия на россиян, задолжавших по услугам жилищно-коммунального хозяйства.
«Вообще коллекторские службы нужно запретить. У нас есть служба судебных приставов, есть Гражданский кодекс, есть судебные процедуры. Сегодня достаточно мер воздействия на должника со стороны судебных приставов, поэтому никакие коллекторы в этот процесс не должны быть втянуты», — сказал ранее Нилов в интервью телеканалу «360».
Это не наши методы
С другой стороны, на коллекторах клин светом не сошёлся, есть и другие формы контроля, мотивирующие потребителей платить вовремя за полученные жилищно-коммунальные услуги. Поэтому к прописанному в законопроекте запрету на агентские соглашения с третьими лицами для работы с дебиторской задолженностью в Совете Федерации предлагают подходить взвешенно, учитывая непростую ситуацию на рынке ЖКХ.
По словам главы Комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова, общая задолженность россиян по ЖКУ перед всеми ресурсоснабжающими организациями приближается к 1,4 триллиона рублей. Из них на долю населения и исполнителей услуг приходится 901 миллиард, на долю бюджетных потребителей — 48 миллиардов, прочих промышленных потребителей — почти 432 миллиарда рублей.
Читайте также:
• Кто имеет право выбивать долги за ЖКХ • СМИ: Минэкономразвития поддержало проект о доступе коллекторов на рынок ЖКХ • Расходы семей на оплату ЖКУ предложили снизить до 15%
Чтобы взыскать хотя бы часть из этой громадной суммы, управляющие компании работают с задолженностью, используя разные формы и без привлечения профессиональных взыскателей. Например, через адвокатские бюро, расчётные центры коммунальных услуг или создавая собственные подразделения. Об этом сообщила замминистра энергетики Анастасия Бондаренко, добавив, что действующий федеральный закон о коллекторах «и так не распространяется на взыскание задолженности по жилищно-коммунальным услугам».
Если исключить возможность УК обращаться к третьи лицам в принципе, то просроченная задолженность, которая и так растёт опережающими темпами, может принять серьёзные масштабы. Поэтому Минэнерго в согласии с Минстроем законопроект не поддерживают.
Андрей Кутепов сообщил, что законопроект Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в декабре. «Понятно, что поправки в законопроект вызваны обеспокоенностью ресурсоснабжающих организаций. Услуги оказываются, а долг нарастает, что сказывается на их финансовой устойчивости. С другой стороны, население должно быть защищено от действий коллекторских агентств», — сказал сенатор.
С такой постановкой вопроса согласился и первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, который считает коллекторов лишним элементом в системе ЖКХ. Целесообразнее, по его словам, вводить новые формы работы с задолженностью россиян, в том числе с привлечением давно отработанных ФНС цифровых технологий.
В интервью «Парламентской газете» сенатор напомнил, что сегодня некоторые управляющие компании заключают договоры с расчётными центрами, которые обзванивают должников, напоминая о задолженности, и эта мера в большинстве случаев срабатывает.
«Так почему бы не сделать такой инструмент централизованным по всей стране? Это было бы гораздо полезнее, чем пускать коллекторов в систему ЖКХ», — подчеркнул Рябухин, добавив, что законопроект нуждается в доработке.