Когда россияне поверят службам занятости
Пока большинство предпочитает искать работу через знакомых или через Интернет
В сентябре в России насчитывалось 3,3 миллиона безработных, при этом на учёте в службах занятости числилась только треть от этого числа. Исследования Росстата показали, что 70 процентов людей искало вакансии через родственников и знакомых. Почему службы занятости не пользуются спросом и как власти это исправляют — в материале «Парламентской газеты».
Вашей маме бухгалтер не нужен?
Как следует из отчёта Росстата о социально-экономическом положении в стране, на сентябрь в России числилось 75,6 миллиона работоспособных людей. Из них 3,3 миллиона не имели работы, что на миллион меньше, чем в начале года. На учёте в службах занятости в январе было 2,7 миллиона человек, а к сентябрю их число снизилось до 1,1 миллиона. В течение сентября через службы занятости работу нашли 119,3 тысячи человек, что на 42,6 процента меньше прошлогоднего сентября, отметил Росстат.
При этом, согласно исследованию Росстата, в сентябре свыше 70 процентов безработных предпочли искать работу через родственников и знакомых.
О том, что личные связи остаются главным инструментом поиска работы, говорят и другие данные. В феврале этого года в опросе, который проводил сервис Работа.ру совместно с приложением Viber, около 60 процентов участников сказали, что подбирают вакансии через специальные сервисы и сайты, и 44 процента — через знакомых. Примечательно, что службы занятости в числе вариантов ответов вообще не фигурировали.
Летом 2019 года подобный опрос провёл аналитический центр НАФИ. Он показал, что 54 процента респондентов ищут работу через друзей, а 30 процентов — с помощью Интернета. Только девять процентов сообщили, что прибегают к услугам бирж труда.
Вынужденная цифровизация
Низкая востребованность служб занятости — огромная проблема для России, считает член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб. По её словам, долгое время работодатели не использовали службы занятости в качестве канала для подбора сотрудников, поэтому и безработные не стремились туда, ведь найти достойную работу там было проблематично. Но во время пандемии, когда остро встал вопрос об организации электронных государственных сервисов и борьбе с растущей безработицей, ситуацию удалось переломить.
«Уже сегодня в законе прописано, что все компании с численностью штата свыше 25 человек обязаны предоставлять вакансии в службы занятости», — рассказала депутат. Все поданные вакансии публикуются на госпортале «Работа в России».
Этот сервис Роструд открыл в 2015 году, но массовый спрос на него появился именно во время локдауна, когда с его помощью стало можно оформить пособие по безработице. Сначала это была временная мера, но затем было решено закрепить её на постоянной основе.
Так в июле 2021 года был принят закон о реформе службы занятости населения. По нему портал «Работа в России» стал основой для Единой цифровой платформы занятости.
«Создание единой цифровой платформы в сфере занятости расширит возможности трудоустройства для граждан, упростит для работодателей поиск персонала, позволит снять межрегиональные барьеры и максимально приблизит всю систему к нуждам людей», — отмечал во время принятия закона спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Помимо стандартных возможностей поиска работы или сотрудников, платформа позволит получать государственные услуги в сфере содействия занятости населения. В том числе можно дистанционно взаимодействовать со службами занятости — например, получить направление на профессиональное обучение.
Новые горизонты
В прошлом году «Ведомости» сообщали о планах Роструда внедрить в функционал портала «Работа в России» искусственный интеллект и технологии анализа «больших данных». Речь идёт о создании умного рекомендательного сервиса, который сможет подбирать подходящие вакансии и резюме.
Читайте также:
• Сколько мигрантов должно быть в России? • О новой работе алиментщиков приставы узнают первыми
А Минтруда с этого года занялось модернизацией центров занятости. По сути, их хотят превратить в нечто вроде профессиональных кадровых агентств. Например, они будут подбирать набор услуг в зависимости от жизненной ситуации безработного или бизнес-ситуации работодателя, рассказывал ранее министр труда и соцзащиты Антон Котяков.
«Те граждане, которые стоят на учёте в центрах занятости и долгое время не могут найти работу, нуждаются в индивидуальном сопровождении. Центры занятости такое сопровождение будут осуществлять. Сейчас происходит их трансформация под задачи более адресной работы с гражданами», — отмечал он в сентябре этого года.
Уже в ближайшее время в распоряжении служб занятости будут данные практически обо всех имеющихся в стране вакансиях, резюмировала Светлана Бессараб. «Это позволит обеспечить мобильность трудовых ресурсов и быстрый и удобный поиск работы. Так что скоро портал «Работа в России» будет одним из самых удобных и доступных каналов для поиска работы, а вместе с ним и службы занятости получат новую жизнь», — надеется парламентарий.