Когда россияне полетят на отечественных самолётах
Западные санкции помогут разогнать обновление нашего авиапарка
Российские власти в условиях санкций рассматривают возможность увеличить серийное производство пассажирских самолётов Ил-96 и Ту-214, сообщил 16 марта вице-премьер Юрий Борисов, слова которого привёл РБК. Но даже при самых благоприятных условиях, считают эксперты, новые дальнемагистральные самолёты смогут встать в авиапарк гражданской авиации не раньше чем через три года.
Два самолёта в год
В России в условиях санкций могут нарастить производство пассажирских самолётов Ил-96 и Ту-214, которые пока выпускают малой серией для спецзаказчиков, сказал Юрий Борисов.
«Мы с коллегами из транспортного блока завершаем анализ потребности и первоочередных мер, — отметил он. — Исходя из той картины, которую мы получим, возможно, задействуем резерв по дополнительному производству этих самолётов тоже».
Пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-96 предназначен для полётов средней и большой протяжённости. Его спроектировали в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Лайнер рассчитан на 300-450 пассажиров и дальность полёта девять тысяч километров. Его выпускают на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил-96 использует специальный лётный отряд «Россия», в состав которого входит президентский борт. Первый полёт среднемагистрального узкофюзеляжного Ту-214 состоялся в 1996 году. Их используют в спецотряде «Россия», авиация ФСБ и Минобороны.
Цикл производства Ил-96 составляет от 18 месяцев до двух лет, то есть если начать собирать самолёт прямо сейчас, то готовый борт мы получим только в 2024 году, рассказал «Парламентской газете» главный редактор портала Avia.ru, эксперт Комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.
«Если очень сильно напрячься, то есть вложить в это дело большие деньги и где-то в одночасье найти достаточное количество кадров нужной квалификации, то к 2025 году можно выйти на производство двух Ил-96 в год», — прокомментировал эксперт.
Похожая ситуация и с «тушками». Технологии, используемые при его производстве, Гусаров назвал довоенными. Да и летать на таких самолётах невыгодно ни с экологической, ни с экономической точек зрения: зарубежные «одноклассники» способны взять на борт вдвое больше пассажиров.
Пусть ведомства поделятся
Заместить импортный авиапарк, большая часть которого находится в лизинге, быстро не получится. Сегодня, по данным «Известий», три четверти коммерческого воздушного флота нашей страны построено в Европе, США и Канаде. Российские перевозчики эксплуатируют около 980 пассажирских лайнеров, 531 самолёт взят в лизинг у иностранных компаний. Евросоюз уже потребовал вернуть эти машины, хотя лизингодатели всячески затягивают процесс, потому что им это невыгодно.
Но, как бы то ни было, летать россиянам как на относительно дальние, например во Владивосток, расстояния, так и на средние нужно сейчас. Оперативно закрыть вопрос помогла бы мобилизация бортов, уже используемых российскими ведомствами, считает Роман Гусаров.
«Если под пассажирские перевозки передать самолёты спецотряда и Минобороны, то можно было бы на время снять остроту проблемы», — сказал эксперт.
Одновременно, по его мнению, нужно работать и над скорейшей полной русификацией ближнемагистральных Superjet 100. Эти лайнеры уже сертифицированы в нашей стране, а развёрнутое производство позволяет собирать порядка сорока машин в год. Остаётся лишь начать выпускать собственные двигатели, работа по импортозамещению деталей которых уже ведётся и может быть завершена к 2024 году, предположил эксперт.
Ещё одна альтернатива зарубежным среднемагистральным самолётам — отечественный МС-21, проблемы которого схожи с Superjet, добавил Роман Гусаров. Если преодолеть трудности, можно выпускать сначала 70, а затем и до ста таких лайнеров в год.
Вернут или нет
В конце февраля Евросоюз своими санкциями запретил продавать российским авиакомпаниям самолёты, запчасти и оборудование. В связи с этим, по данным Jefferies Group LLC, парк коммерческих лайнеров России может начать выходить из строя в течение нескольких месяцев и рискует в значительной степени исчезнуть через несколько лет, пишет Bloomberg.
789 коммерческих самолётов России составляют около 2,7 процента мирового авиапарка, сообщило издание. По данным консультанта IBA, по состоянию на 10 марта в России находилось 523 самолёта иностранных лизингодателей. По мнению аналитика Jefferies Шейлы Кахьяоглу, мало надежды на то, что их владельцы вернут свои борта, которые в конечном итоге могут стать бесполезными.
Минтранс разработал проект постановления Правительства, предполагающий, что при расторжении договора лизинга по требованию лизингодателя, в том числе при поступлении требования о досрочном возврате иностранного воздушного судна или авиадвигателя, арендатор может вернуть его на основании решения Правительственной комиссии по импортозамещению.
Если комиссия не приняла решение о возврате иностранного самолёта или авиадвигателя, предлагается разрешить его использование до окончания срока действия договора лизинга. А аренду иностранного самолёта в 2022 году предлагается оплачивать в рублях.
Ещё одна мера — допустить к коммерческим перевозкам в России экспериментальные воздушные суда, укомплектованные оборудованием для обеспечения безопасности. Проект приказа Минпромторга об этом опубликован 16 марта. Предполагается, что перевозить на таких самолётах смогут почту и служебных пассажиров, то есть экипаж.