Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Когда россиян отправят в беспилотное воздухоплавание

В стране хотят расширить применение цифровых платформ и инструментов по организации полетов новаторских авиационных систем

28.06.2023 19:13

Автор: Валерий Филоненко

Когда россиян отправят в беспилотное воздухоплавание
  © unsplash.com

Перевозка людей беспилотной авиацией в будущем вполне допустима, но для этого сначала нужно эффективно оптимизировать нормативно-правовое регулирование, простимулировать интерес разработчиков и изготовителей к освоению сверхинновационных технологий, а заодно подготовить общество к роботизации и перспективной аэромобильности. Такие заманчивые технологические дали обозначены в утвержденной Правительством Стратегии развития отечественной беспилотной авиации до 2030 года. «Парламентская газета» выясняла, когда наконец в стране появятся воздушные такси без штурвала.

Пока процент, но будет больше

Среднегодовой темп роста мирового рынка беспилотных авиационных систем с 2018 года составил 21 процент и к 2022 году достиг 30,6 миллиарда долларов, из которых 39 процентов сформировали страны Азии, 26 процентов — страны Северной Америки и 22 процента — страны Европы. Пока на рынке беспилотной авиации безусловными чемпионами считаются США и Китай. Американцы имеют первенство в сегменте оказания услуг с помощью беспилотных авиационных систем, в то время как КНР — мировой лидер по их производству — более 80 процентов в общемировом объеме.

У нас результаты пока скромнее. По итогам 2022 года российский рынок беспилотных авиационных систем (БАС) и услуг с их применением составил около 50 миллиардов рублей, что менее процента мирового рынка. Экспертная оценка объема российского производства беспилотных авиационных систем и их компонентов составляет 16—20 миллиардов рублей в год.

Ключевой целью стратегии является достижение технологического суверенитета в производстве беспилотных летательных аппаратов, пояснил «Парламентской газете» сенатор Артем Шейкин. В документе, уточнил он, определены ключевые направления, в том числе речь идет о стимулировании спроса, производстве и разработке БАС, развитии инфраструктуры, подготовке кадров и о перспективных исследованиях.

Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание, а также инфраструктуры для интеграции БАС в единое воздушное пространство страны.

При этом необходимо будет обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка.

Базовый сценарий развития отрасли предполагает увеличение объема производства в общем объеме российского рынка БАС до 70 процентов. В то же время доля отечественных аппаратов в общем объеме госзакупок беспилотных авиационных систем должна к 2030 году составить 80 процентов.

Россия и Белоруссия планируют совместно производить тысячи беспилотников в год

Воздушное такси заказывали

При этом речь в стратегии идет не только об интеллектуально продвинутых грузовых самодвижущихся планерах или тех, что выполняют задания картографов. В документе отмечается, что перевозка людей беспилотной авиацией в будущем также вполне допустима. Но прежде следует оптимизировать нормативно-правовое регулирование. Последнее очень важно. Нормативно-правое регулирование, по его словам, должно упрощать использование беспилотников, тем самым обеспечивая этот рост, а также делая его максимально безопасным, считает Артем Шейкин.

«К слову, беспилотные автотранспортные такси уже тестируются. Но до их запуска на улицы необходимо принять закон. Сейчас Министерством транспорта разрабатывается законопроект, закрепляющий регулирование отношений, возникающих при использовании высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Основным аспектом, требующим детальной проработки, являются вопросы расследования и ответственности в случае ДТП с участием беспилотного транспорта», — заметил сенатор.

Парламентарий добавил, что, хотя стратегия и допускает создание пассажирских БАС, «однако, как и в случае с ВАТС, для начала необходима проработка нормативно-правового регулирования». «В сфере эксплуатации БАС требуется переосмысление подходов к организации воздушного движения и существенное расширение применения цифровых платформ и инструментов по организации допуска, контроля и навигации БАС в едином воздушном пространстве РФ», — подчеркнул законодатель.

По мнению Артема Шейкина, в сфере производства БАС «есть много незакрытых вопросов». Среди них — отсутствие необходимых отечественных составляющих, например двигателей, также не решены кадровые вопросы.

«Необходимо способствовать росту интереса разработчиков и изготовителей к освоению сверхинновационных технологий. Кроме того, не стоит забывать о готовности общества использовать такие технологии и об отношении людей к перспективе передвигаться на «беспилотном самолете». В связи с этим сложно прогнозировать сроки появления и внедрения в РФ технологий, касающихся перевозок людей с помощью БПЛА», — отметил сенатор.