Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Когда понизятся цены на бензин в России

Совет Федерации на этой неделе направит в Правительство свои предложения, как разрешить топливный кризис

19.06.2018 18:31

Автор: Никита Вятчанин

Когда понизятся цены на бензин в России

Фото: Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

Цены на бензин в России стабилизировались, но мер Правительства недостаточно, чтобы избежать резкого удорожания топлива  в будущем. Сенаторы остались недовольны прогнозами ФАС и Минэнерго — в Совете Федерации направят в Правительство пакет своих предложений, как скорректировать экономическую модель  в нефтепереработке.

ФАС использовала весь свой арсенал воздействия

На заседание Комитета Совета Федерации по экономической политике 19 июня  было жарко — исполнительная власть представила сразу два доклада с анализом причин, почему в последние два месяца бензин резко подорожал (компании подняли планку аж на 13 процентов), и как избежать галопирующего роста  цен на топливо в будущем?  Поручение парламентариям разобраться в ситуации было дано лично спикером палаты регионов Валентиной Матвиенко

60% налоги и акцизы составляют в структуре стоимость одного литра топлива

Замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что  с февраля этого года ФАС «использовала  весь арсенал воздействия на участников рынка»,  чтобы остановить рост цен на топливо.  Это и уголовные дела в отношении нефтяных компаний, и активизация биржевой торговли топливом по цене, которую устанавливают независимые покупатели, а не сами компании. «В целом в России цены на топливо в 2,5-3 раза ниже, чем в Европе, и в полтора раза ниже, чем в Китае и соразмерны с ценами в странах СНГ», — заметил Анатолий Голомолзин. 

Говоря о причинах, он  сказал, что ранее предполагался налоговый манёвр — снижать пошлины на экспорт нефтепродуктов и одновременно снижать акцизы на них, что стимулирует приход нефтепродуктов на внутренний рынок. Однако акцизы были увеличены за последние два года в два раза — изначально они планировались на уровне 5-6 тысяч рублей за тонну бензина, то по факту они составили  11-12 тысяч рублей за тонну! По мнению руководства ФАС, это оказало существенное давление на цены. И одна из мер Правительства, предложенная антимонопольщиками, — с 1 июня акцизы на тонну бензина и на тонну дизельного топлива были снижены на 3000 рублей и 2000 рублей соответственно. Сейчас ситуация стабилизировалась — если в начале июня отмечался некоторый рост цен на бензин, то сейчас они остановились», — сказал Анатолий Голомолзин. 

Чтобы не допустить резкого роста цен в будущем в ФАС предлагают  увеличить объёмы фьючерсных торгов на бирже ( на полгода-год вперёд) — так проблему цен на бензин решали в Китае, а между российской и китайской нефтяными биржами уже заключено соглашение о сотрудничестве. Второй шаг -  завершить историю с законом о так называемом гибком акцизе. «Это даст нам возможность при  повышении цены на внешних рынках оперативно снижать акцизы, чтобы мировые цены не стали наказанием для российского потребителя. Если же цены в мире снижаются,  то мы повышаем акциз», — пояснил Анатолий Голомолзин.

Минэнерго: поставки бензина на рынок России — убыток для компаний

Стоит отметить, что решение Правительства вместе с нефтяными компаниями зафиксировать цены на топливо на уровне цен 30 мая, а также снизить акцизы экспертами оцениваются как меры беспрецедентного вмешательства. На них пошли из-за того, что скачок стоимости на нефтепродукты  обусловлен  сразу несколькими  факторами, сошедшимися в одно время. Так считают в Минэнерго, о чём сенаторам поведал замминистра энергетики России Павел Сорокин. По его словам, этими факторами являются  рост акцизов, фиксация курса рубля и рост мировых цен на нефть, а также  санкции США в отношении России, Ирана и падение добычи нефти в Венесуэле. 

Более 20 процентов автолюбителей готовы перейти на газ

Павел Сорокин пояснил, что снижения акцизов в России в 2013 году не произошло из-за кризиса в экономике страны. Он признался, что сейчас действуют условия, при которых поставлять бензин на внутренний рынок убыточно для компаний.  Вместе с тем ситуация с запасами топлива в стране нормальная. «Компаниям доведены жёсткие указания держать уровень резервов топлива не ниже уровня прошлого года — в течение летнего периода. Сейчас мы работаем над тем, чтобы бюджету и компаниям совместно нести риски при изменении динамики цен на топливо — 50 на 50. Это означает не только одинаковые  расходы, но и равные  доходы, которые пойдут  в бюджет, и за  счёт которых  можно будет компенсировать рост цен на рынке».

Однако в Минэнерго честно заявляют — стабилизация цен не означает, что «организм»  здоров. «Мы считаем, что принятых мер достаточно, чтобы обеспечить снижение оптовых цен на бензин. В перспективе принятых Правительством по инициативе Минэнерго мер хватит для того, чтобы рост цен не превышал темпы инфляции», — сказал Павел Сорокин. А ещё он дал понять — кабмин готов использовать даже те инструменты, которые используют в крайних случаях и которые использовать не очень хочет. Например, повышение экспортной пошлины на нефть, чтобы компаниям стало мало выгоды от торговли на внешних рынках.

Совет Федерации: нужен  «коридор» цен

Между тем сенаторы остались недовольны предложениями представителей ФАС и Минэнерго о том, как не допустить скачков стоимости топлива в РФ в будущем. Как заметил председатель экономического комитета палаты регионов Дмитрий Мезенцев, акцизы на нефтепродукты  - это прежде всего доходная часть региональных бюджетов.  И работая только по этому направлению, вряд ли удастся снять  негатив с настроения россиян. «В регионах люди недоумевают -  почему в стране с огромным нефтяным ресурсом цены на топливо галопировали в течение двух месяцев, а стабилизировать ситуацию помогло только беспрецедентное вмешательство Правительства? Мы сами смеёмся  над собой, что у нас зима приходит каждый раз  неожиданно. Вот и прогноз ситуации на топливном рынке России апреля — мая можно было сделать в январе — феврале, — считает он. — А сейчас в аргументах коллег из министерств мы  не видим прогноза ситуации хотя бы до конца года.  Как не видим и гарантий, что меры Минэнерго предотвратят скачки цен на бензин в будущем». 

В ФАС сообщили о стабилизации цен на бензин

Более жёстко высказался сенатор Владимир Долгих, раскритиковавший подход федеральных ведомств к ситуации. «Мы услышали, что ФАС принимает какие-то меры с февраля — почему же в мае всё равно мы имеем нетерпимую ситуацию с ценами на нефтепродукты, которая захватывает всю страну? Экономические меры регулирования в данном случае в избытке — неужели в Правительстве никто их не видит? А сейчас, когда всё уже стряслось, мы начинаем устраивать экономические кордебалеты — акцизы, мировые цены, курс рубля… Это безобразие — в тот момент, когда о защите национальных интересов говорит президент, говорит парламент, Правительство «отвечает» скачком цен на бензин и законопроектом о повышении пенсионного возраста!», — заявил парламентарий.

С ним согласен сенатор Юрий Важенин: парламентарий указал одну из ключевых причин скачка цен, о  которой почему-то не упомянули представители Минэнерго и ФАС — оптовая цена на нефтепродукты возросла с 2010 года в три раза! «Государство должно установить коридор цен при  поставках сырья на российские нефтеперерабатывающие заводы. Иначе регулирование проблем в нашей энергетике по-прежнему будет выглядеть как кампанейщина, а не системная работа», — считает он.

В свою очередь, замглавы Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров сравнил ситуацию на топливном рынке с кризисом в пригородном железнодорожном сообщении, который сложился несколько лет назад. «И тогда, и сейчас пришлось вмешиваться президенту. А когда стали разбираться с электричками, оказалось, что  была не сбалансирована самая элементарная экономическая модель — обнаружилась дыра в бюджете пригородных перевозок! И здесь, с топливом, мы наблюдаем то же самое  - нас убеждают, что сверхдоходы от цены на нефть и газ (всё, что свыше 40 долларов за баррель. — Прим. ред) должны ложиться в Резервный фонд, и не могут идти на поддержание реального сектора национальной  экономики, потому что инфляция будет расти. Необходимо менять такую  модель — все страны успешно регулируют эти вопросы», — считает он.

«Мы не удовлетворены аргументами исполнительной власти», — констатировал Дмитрий Мезенцев. В Совете Федерации намерены вернуться к обсуждению этой темы  через месяц, но уже с приглашением ряда губернаторов. А в ближайшие два дня экономический комитет палаты подготовит пакет предложений по решению ситуации на топливном рынке России, которые будут направлены руководству Минэнерго. 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 8614