Китайский автоширпотреб: судиться или ремонтировать на стороне
В Союзе автосервисов рассказали, что делать владельцам автомобилей из Поднебесной, которым официальные дилеры отказывают в ремонте и обслуживании
Официальные представительства китайских автомобильных брендов начали отказывать владельцам машин, ввезенных по параллельному импорту, в гарантийном обслуживании и ремонте. На проблему обратили внимание в Союзе автосервисов — по данным независимых экспертов, проблемы точно наблюдаются у тех, кто ездит на Geely, EXEED и Li Auto, а в перспективе могут коснуться вообще всех, чей автомобиль приехал в Россию, минуя официальные каналы поставок. «Парламентская газета» рассказывает, что случилось в сфере авторемонта и как быть тем, кто столкнулся с подобными сложностями лично.
«Не разрешают воспользоваться даже платными услугами»
Реальный масштаб проблемы оценить сложно: по понятным причинам точных данных об объемах параллельного автоимпорта из Китая ни в открытом доступе, ни даже у профильных министерств, скорее всего, не существует. Однако косвенно о нем можно судить по популярности китайского автопрома в России вообще: по данным аналитического агентства «Автостат», в 2023 году в нашей стране только официально продавались авто 35 китайских брендов, а «параллельно» завозились еще более двух десятков.
В Союзе автосервисов «Парламентской газете» сообщили, что проблема действительно существует и с ней может столкнуться любой владелец автомобиля, ввезенного в Россию по параллельному импорту. Уточнив, впрочем, что проблема эта скорее экономического, нежели технического толка.
«Дилерское сообщество защищает свой рынок, — пояснил председатель правления союза Александр Пахомов. — Стоимость автомобиля, ввезенного по параллельному импорту, зачастую сильно отличается от стоимости автомобиля, который привезли официально — уплатив утилизационный сбор, пройдя все надлежащие таможенные процедуры, потратившись на логистику и так далее. Последний, конечно, значительно — порой в два раза — дороже, потому что в его стоимость заложены в том числе расходы, понесенные импортером и дилером».
По этой же причине, отметил Александр Пахомов, «параллельные» автомобили по умолчанию лишены гарантии. При этом чисто технически, как показывает опыт участников союза, выполнять гарантийное обслуживание в подавляющем большинстве случаев ничего не мешает: то же китайское программное обеспечение, к примеру, в основном прекрасно «дружит» со всеми широко использующимися диагностическими приложениями, а в случае необходимости легко меняется на отечественное.
«То есть, по сути, мы имеем дело с тем, что дилеры попросту отказывают владельцам таких машин в гарантийном обслуживании, — подчеркнул Александр Пахомов. — Или, как вариант, предлагают приобрести гарантию дополнительно. А некоторые бренды пошли еще дальше и начали отказывать владельцам авто, ввезенным по параллельному импорту, даже в платном обслуживании».
До изготовителя не достучаться, с дилера денег не взять
Проблемой уже заинтересовались и в Союзе потребителей России. Правда, пока что без особого толку — по словам председателя союза Петра Шелища, единственный выход, который остается у автовладельца, столкнувшегося с подобной ситуацией, это обратиться в независимый автосервис, а про гарантийный ремонт и обслуживание забыть.
«По закону, если мы имеем дело с официальным представителем компании-производителя того или иного товара, как, например, в этом случае автомобиля, то он не имеет права отказывать покупателю в гарантийном обслуживании, уточнил специально для «Парламентской газеты» Шелищ. — Но в этом случае все осложняется тем, что компания-производитель формально, по документам, никакого автомобиля покупателю не продавала! И даже не ввозила его на территорию Российской Федерации. Это сделали некие третьи лица».
Но и с третьими лицами все не так просто. Если, скажем, автомобиль вы купили в салоне и знать не знали про то, что он «параллельный», то при отказе в гарантийном обслуживании вы можете подать на салон в суд. Но если сам салон (а в подавляющем большинстве случаев именно так и бывает) ремонтом не занимается, суд обяжет взяться за это изготовителя. Изготовитель же, сидящий в Китае, к требованиям российского суда, скорее всего, окажется глух — в том числе и потому, что его машину ввезли в нашу страну вне официальных каналов поставок и никаких договоров между ним и автосалоном не существует.
«Решением могла бы стать легализация параллельного импорта, — подчеркнул Петр Шелищ. — Потому что реальной его легализации не случилось — у нас просто приостановили действие ряда соответствующих статей Гражданского кодекса. Союз потребителей обращался в Правительство с таким запросом, предлагал внести изменения в закон, которые обязывали бы продавца в случае выявления дефектов в проданном товаре возвращать покупателю деньги. Но, к сожалению, на данный момент эта инициатива поддержки не нашла».
И, судя по всему, не найдет: так, еще в июле прошлого года глава Минпромторга России Денис Мантуров призывал готовиться не к легализации, а совсем даже наоборот — к отмене (как минимум частичной) параллельного импорта.
«Но это временное решение, — подчеркивал министр во время рабочей поездки в Удмуртию и встречи с удмуртскими промышленниками. — Вы готовьтесь к тому, что мы скоро параллельный импорт отменим по группам [товаров], когда будем понимать, что у нас есть достаточно российской продукции».
Поэтому вариант у автовладельцев действительно остается один — при возникновении проблем обращаться в независимые автосервисы и быть готовыми к последствиям: например, к тому, что необходимой детали не окажется на складе и ее придется заказывать и ждать. Ну и конечно, стараться проверять, откуда ввезен в Россию тот или иной автомобиль, — на всякий случай.
Читайте также:
Ещё материалы: Денис Мантуров