Китай заинтересован в строительных проектах на Дальнем Востоке России

РФ создала в регионе уникальные условия, которыми иностранным инвесторам нельзя не воспользоваться

Тема: Восточный экономический форум 2017

05.09.2017 00:01

Автор: Игорь Байков

Китай заинтересован в строительных проектах на Дальнем Востоке России
Фото: Коммерсантъ

В сентябре ожидается начало возведения третьей опоры автомобильного моста между Благовещенском и китайским Хэйхэ. В строительство важного для Амурской области инфраструктурного объекта, который планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году, Китай, по сообщению агентства Синьхуа, уже вложил 230 миллионов юаней (около двух миллиардов рублей). Данный трансграничный мостовой переход — лишь один из проектов, в котором участвуют предприниматели из Поднебесной. В чём привлекательность российского Дальнего Востока для зарубежных инвесторов и в какие сферы они заинтересованы вкладывать деньги?

Удобная логистика и привлекательный бизнес-климат

Дальний Восток, учитывая его географическое положение и наличие сети портов, железных и автодорог, обладает рядом конкурентных преимуществ в плане привлечения иностранных инвестиций. Этот российский регион расположен по соседству со странами, совокупное население которых почти приближается к двум миллиардам человек, напомнил руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. Все они — потенциальные потребители, особенно с учётом возможности быстрой доставки различных товаров с Дальнего Востока не только в Китай, Японию или же Южную Корею, но и, например, Индию.

Ещё один стимул для зарубежных предпринимателей — логистическая сеть российского региона. Хорошо развита, например, портовая структура: порты Находка и Владивосток имеют большие конкурентные преимущества в плане налогообложения. Значимую роль играет также Транссибирская магистраль, правда, с одной оговоркой. Сейчас мощностей указанного железнодорожного пути недостаточно для того, чтобы обеспечить имеющиеся интересы Китая и других стран, отметил Алексей Маслов. В связи с этим Россия ставит перед иностранными партнёрами вопрос о необходимости капиталовложений в Транссиб с тем, чтобы сделать это транспортное направление эффективным и привлекательным для всех.

РФ создала на Дальнем Востоке уникальные условия с точки зрения, например, налоговых послаблений, регистрационных процедур, и иностранным предпринимателям грех этим не воспользоваться.

Нельзя забывать также о Северном морском пути. Кстати, Россия предлагает Китаю совместную эксплуатацию этого маршрута. По словам руководителя Школы востоковедения НИУ ВШЭ, теоретически Пекин позитивно воспринимает эту идею, однако на практике пока не прибегает к серьёзным вложениям. Китайцы опасаются, что развитие Северного морского пути торпедирует их идеи по эксплуатации торгового маршрута на юге континента.

Вместе с тем Дальний Восток предлагает абсолютно уникальные природные условия с точки зрения экологии. Это, в частности, открывает возможности по строительству в регионе агрокомплексов с применением современных технологий, позволяющих преодолеть фактор суровой зимы и сразу поставлять товары в те же Китай и Японию.

Кроме того, сейчас дальневосточный рынок России не настолько плотный, как в Китае и других странах Азии, где весьма широк выбор предложений и существует большая конкуренция. К тому же РФ создала на Дальнем Востоке уникальные условия с точки зрения, например, налоговых послаблений, регистрационных процедур, и иностранным предпринимателям грех этим не воспользоваться.

В чём заинтересованы иностранные инвесторы?

Сейчас самый большой интерес к Дальнему Востоку проявляют предприятия из северо-восточной части Китая, констатирует Алексей Маслов. Они расположены в непосредственной близости к РФ, хорошо знают нашу бизнес-среду. Правда, к сожалению, речь здесь идёт о не всегда самых мощных с точки зрения финансов китайских компаниях. Во втором эшелоне — предприятия из Центрального и Южного Китая, обладающие большим инвестиционным опытом, что для нас, несомненно, привлекательно.

СПРАВКА Дальневосточный федеральный округ включает в себя девять регионов: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. По площади ДФО занимает 6,2 миллиона квадратных километров, что составляет 36,4 процента территории Российской Федерации. В округе проживает 6,29 миллиона человек или 4,9 процента населения России. Основные направления экономики: горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная и лесная промышленность, цветная металлургия и судостроение.

Заинтересованы в сотрудничестве на Дальнем Востоке также предприятия из Японии, однако сдерживающим фактом для дальнейшего роста остаются трудности в российско-японских отношениях. В последнее время более активно стали себя проявлять Южная Корея и Индия. Кроме того, обозначается интерес со стороны бизнесменов из Малайзии и Таиланда. Особняком же здесь стоит Сингапур, предлагающий свои возможности в качестве перевалочной базы товаров и финансовых средств для Владивостока.

Какие направления сотрудничества привлекают иностранный бизнес? Так, Китай проявляет огромный интерес к строительным проектам на Дальнем Востоке — это и капитальное строительство, и создание туристической инфраструктуры. В Поднебесной заинтересованы также в развёртывании различных перерабатывающих предприятий, в том числе и тех, которые выводятся с китайской территории. Речь в этом плане идёт не о простом переносе старых предприятий из Китая в РФ, а именно о готовности китайцев, пока, правда, теоретической, создавать на Дальнем Востоке новые заводы с той же номенклатурой товаров. Ещё КНР готова арендовать земли под развитие сельского хозяйства, но, как отмечает Алексей Маслов, пока нынешние предложения китайцев для России непривлекательны.

Среди других сфер интересов предпринимателей из Поднебесной — строительство в РФ мостов и дорог, производство горюче-смазочных и топливных материалов. А ещё Китай готов вкладывать деньги в создание небольших, но эффективных производств, которые могли бы поставлять товары как в КНР, так и в РФ. Речь здесь прежде всего идёт о текстильном производстве, а также химической промышленности — от бытовой до сельскохозяйственной химии.

Как и китайцы, в сотрудничестве в агропромышленной сфере заинтересована Япония. В этом плане японцы предлагают, в частности, создавать современные, безотходные животноводческие и сельскохозяйственные фермы. Компании из Страны восходящего солнца готовы также к взаимодействию в области строительства инфраструктурных объектов, прежде всего железных дорог, вокзалов, прилегающих территорий.

Многие государства региона рассматривают также вопрос об открытии на Дальнем Востоке заводов по производству автомобильных запчастей. Большую заинтересованность на данном направлении проявляет Южная Корея.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 11917