«Холмогоры» : главные направления
Есть поговорка: где тонко, там и рвется. Автомобильные дороги Русского Севера — чем не «тонкое место» для экономики регионов?!
Суровый климат; огромные территории; сложные почвы, местами промерзающие неглубоко, а местами являющие «вечную мерзлоту» — те еще испытания на прочность дорожных и мостостроительных организаций!
И об этом наш разговор с начальником ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва — Архангельск» Федерального дорожного агентства (Упрдор «Холмогоры») Константином ЧУПРОВЫМ
—М-8 Москва — Архангельск (ее еще называют М-8 «Холмогоры», связывая с именем великого холмогора М.В. Ломоносова) — дорога, которой нет альтернативы. Это единственное сухопутное сообщение, дающее всему Поморью прямой выход в Москву. Строили эту дорогу буквально всем миром. В конце 1960х — начале 1970х с обеих сторон — из Архангельска и Вологды — шли дорожники на сближение. Наконец 12 октября 1986 года произошла стыковка архангельского и вологодского участков дороги. Также в невероятно тяжелых условиях, долго и упорно шло строительство другой связывающей регионы трассы — А-114 «Вологда — Новая Ладога». Так что с полным правом про дороги можно говорить как про народное достояние. Но даже общим достоянием кто-то должен управлять. Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва
- Архангельск» Федерального дорожного агентства (сокращенно — Упрдор «Холмогоры») — и есть тот рачительный хозяин, которому поручено следить за «здоровьем» автодорог М-8 и А-114.
— Константин Викторович, а ведь верно говорят: в истории дорог — история страны. Однако такое наследство — старые дороги — это же большая головная боль?!
— Думаю, все хотят, чтобы дороги в нашей стране были комфортными для проезда. Разница лишь в том, что понимают не все: дорога — сложное инженерное сооружение, над которым трудятся коллективы проектных, строительных, эксплуатационных предприятий и организаций; сооружение, в которое надо вкладывать довольно тяжелый труд и большие ассигнования.
Насчет «головной боли», как выразились вы, — вопрос философский. В любом деле, если к нему относиться ответственно, не бывает без каких-то волнений, переживаний. Но и радостей немало, когда сдается тот или иной дорожный объект.
Вот, скажем, в прошлом году мы сдали обход города Вельска Архангельской области. Это почти рядом с тем местом, где когда-то «сошлись дорогой» архангельские и вологодские строители.
Обход Вельска — один из проектов Росавтодора, направленных на улучшение жизни российских городов. Местные жители и представители общественности отметили, что это перспективное решение в деле развития экономики Вельского района и всей Архангельской области.
Хочу сказать, что 2012-й год в целом был для нашего Управления довольно продуктивным. Со своими заданиями по ремонту и строительству на автодорогах М-8 «Холмогоры» и А-114 «Вологда — Новая Ладога» мы справились. Самое приятное в нашем деле — это когда пользователи автодорог отзываются о дорожниках благодарно.
Дорожной отрасли, как важному составному элементу отечественной экономики, планирование не только необходимо, оно обязательно. Правильное решение того, где в первую очередь нужно сооружать дорожный объект, насколько он будет эффективен для региона в дальнейшем, какого потребует финансирования и какую даст отдачу для качества жизни населения, — эти и другие аспекты грамотного планирования в конечном счете дают положительные результаты.
—Как ваши дороги пережили зимний сезон 2012-го — 2013-го?
—У нас не было таких невиданных снежных ураганов, ледяного дождя и прочих стихийных бедствий, какие настигли отдельные регионы России. Волнообразно и до нас докатывались воздействия циклонического ветра со снежными бурями. Мы готовились, разработав и осуществив комплекс мероприятий, которые в случае погодного ЧП позволили бы с минимальными потерями выйти из сложной ситуации. Для оперативного обеспечения пользователей дорог бензином и питанием были заключены договоры с владельцами АЗС и пунктов питания, а также с транспортными предприятиями на поставку автокранов; проработаны варианты дополнительных стоянок для большегрузного автотранспорта, чтобы не создавались пробки; отлажена работа с навигационной системой ГЛОНАСС.
—У дорожников начинается сезон основных дорожно-строительных работ. Что запланировано Управлением «Холмогоры» сделать в этом году на федеральных автодорогах М-8 и А-114?
—На дороге М-8 мы начинаем реконструкцию участка на подъезде к Архангельску. Проектом предусмотрено расширение дороги до четырёх полос, что потребует произвести работы по переносу различных коммуникаций и прилегающих строений; освещение дороги в населённых пунктах и подземные пешеходные переходы. Кроме того, запланирована новая развязка на въезде в Архангельск. В целом это достаточно серьезный объем работ, выполнение которого рассчитано на три года.
В Вологодской области за счет средств федерального дорожного фонда будет продолжен капитальный ремонт участков автодороги А-114. Работы были начаты в 2012 году и до 2015 года планируется привести в порядок 50 километров (174-й — 224-й км) дороги на Санкт — Петербург.
Надо сказать, что крупные ремонты на федеральной трассе «Вологда — Новая Ладога» — объективная необходимость. Дело в том, что интенсивность движения значительно увеличилась, и наиболее загруженные участки надо расширять до 4 полос (Вологда — Стризнево, Шексна — Кадуй). Я считаю, что по мере улучшения состояния дороги трафик на этой трассе будет только расти, по ней уже идет большой поток грузового транспорта из Ярославля, с Урала.
Однако федеральный бюджет — не бездонный источник. А значит, определяются приоритеты, скажем, такие, как продолжение строительства обхода города Вологды. Разгрузить областную столицу поможет северный выезд из Вологды. Реконструкции участка дороги М-8 протяженностью пять километров от улицы Железнодорожной до п. Дорожный начнется уже в этом году.
— Хорошие планы. Но, Константин Викторович, вы скромно умолчали, что Упрдор «Холмо-горы» в январе этого года отметил 35-летие…
— Да мы, собственно, дату эту не отмечали. Во-первых, в том, что была создана крепкая основа наших дорог, заслуга ветеранов-дорожников. Тех, кто строил дороги до создания управления «Севзапавтодор» (ныне — Упрдор «Холмогоры») и тех, кто работал на дорогах уже в нашем ведомстве. Им первоочередные поздравления и пожелания всех благ! И, во-вторых, считаю, что отмечать такие даты лучше всего результатами. И нас не может не радовать, когда есть новые дорожные объекты. Это лучший подарок для людей.
Беседовала Елена МОСКАЛЕВА