Хлеборобам не хватает стимулов и денег
В Госдуме поставили под сомнение действенность экспортной пошлины на зерно и предложили варианты
Экспортные пошлины в том виде, в котором они сейчас существуют, недостаточно эффективны для сдерживания цен на продовольственном рынке и в то же время серьёзно тормозят развитие зернового комплекса. По расчётам экспертов, российские аграрии теряют гораздо больше, чем приобретают, а это не лучшим образом сказывается на экспортном потенциале страны. Поэтому механизм распределения доходов федерального бюджета от уплаты вывозных таможенных пошлин на зерновые и масличные культуры нуждается в совершенствовании. К примеру, можно поднять цену отсечения введения пошлины с текущих 200 до 260 долларов за тонну зерна. Об этом шла речь на расширенном заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам 27 января.
Доходность падает
Для стабилизации цен на продовольствие весной прошлого года в России задействовали тарифную квоту: экспортировать разрешили 17,5 миллиона тонн зерна. Сверх этого объёма экспорт обложили пошлиной в размере 50 процентов от таможенной стоимости, но не менее 100 евро за тонну.
Затем заработал постоянный механизм регулирования зернового рынка — ценовой демпфер, состоящий из двух частей: экспортной пошлины, которая меняется по заранее известным правилам, и механизма поддержки сельхозпроизводителей. Так, с пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлину не берут. При более высоких ценах пошлина составляет 70 процентов от разницы между мировой и базовой в 200 долларов.
Вторая часть демпфера заключается в возврате полученных через экспортную пошлину средств аграриям. Предполагалось, что за счёт господдержки участники рынка смогут компенсировать до половины затрат на производство продукции.
Однако уже осенью прошлого года в думском аграрном комитете обратили внимание, что экспортная пошлина стала тормозить рост доходности сельского хозяйства. Первый зампредседателя комитета Владимир Плотников заявил, что падение доходности фиксируется почти во всех отраслях сельского хозяйства. Если не изменить эту тенденцию, аграрный сектор превратится из драйвера роста в экономического аутсайдера, предсказал он. А первыми шагами, по мнению депутата, должна стать оценка результатов введения экспортной пошлины на зерно.
Экспорт сокращается
На состоявшемся 27 января расширенном заседании комитета опасения подтвердились. Эксперты и законодатели в унисон отмечали, что из-за пошлины с каждой тонны зерна аграрии теряют часть доходности. В полном объёме эти потери государство не компенсирует. Между тем себестоимость производства растёт: цены на технику, удобрения, семенной материал растут стремительно. Поэтому надо решить, годится ли в принципе экспортная пошлина в качестве регулятора рынка и как её введение отразилось на хозяйствах.
Депутат Госдумы Игорь Руденский напомнил, что в 2020 году сельхозпроизводители заработали большие деньги и смогли сделать весомый заказ на сеялки и прочую сельхозтехнику. В прошлом году после введения пошлин ситуация изменилась — экспорт зерна сократился на 24 процента, потери аграриев, по предварительным оценкам, могут составить 200-250 миллиардов рублей.
При этом себестоимость производства зерна выросла, и для снижения издержек аграрии начали сокращать применение средств защиты и удобрений. Поэтому президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что пошлина в качестве заградительной меры избыточна, так как не оставляет аграриям мотивации поддерживать высокий технологический уровень.
Зампред аграрного комитета Надежда Школкина отметила, что Правительство вынуждено было ввести экспортные пошлины не чтобы закошмарить российский АПК, а для стабилизации цен. Кабмин, по её словам, убедил всех участников рынка, что собранные деньги от экспортных пошлин вернут аграриям. Однако, судя по отчёту Минсельхоза, пока этого не случилось: из собранных 93 миллиардов рублей сельхозпроизводителям вернулось около 30 миллиардов, и то с большими задержками, напомнила депутат.
По мнению Школкиной, повлиять на ситуацию можно, изменив механизм взимания экспортных пошлин. К примеру, поднять точку отсечения — с текущих 200 до 260 долларов за тонну, после которых берут экспортную пошлину.
Член аграрного комитета Андрей Аникеев отметил при этом, что механизм, принятый кабмином, всё же меньшее из зол, «важно, чтобы он работал правильно». Если бюджет получил 93 миллиарда рублей, то все эти деньги до копейки должны быть возвращены сельхозпроизводителям. Парламентарий предложил создать рабочую группу и по части возврата средств работать активно с Минсельхозом.
Представитель Минфина Михаил Санакоев заверил, что на ближайшие три года в казне на поддержку аграриев заложено более 150 миллиардов рублей, и если этих денег не хватит, то при весенней корректировке бюджета «будем смотреть, куда и сколько отправлять средств».
Подводя итог заседания, глава аграрного комитета Владимир Кашин предложил кабмину в лице Минсельхоза рассмотреть до 16 февраля предметно вопрос о целесообразности экспортной пошлины на зерно. И если пошлина остаётся, то её величина и прозрачность распределения должны обсуждаться совместно с комитетом.
«Нужно проработать этот вопрос, чтобы производитель зерна был заинтересован в развитии. Потому что без этой отрасли мы никуда дальше не двинемся», — резюмировал депутат.
Ещё материалы: Надежда Школкина, Владимир Кашин