Кавказскую минералку и тульскую гармонь выведут на мировой рынок
Перед этим региональные бренды промаркируют и законодательно привяжут к географическим названиям
Фото: РИА Новости/Еланчук
По данным Роспатента, по наименованию места происхождения товара (НМПТ) в нашей стране зарегистрировано 165 объектов интеллектуальной собственности. Из них 134 — российские. До конца года по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко каждый субъект должен зарегистрировать не менее чем по одному товарному знаку.
Гарантия качества
По мнению Валентины Матвиенко, российские производители нуждаются в правовой защите. Пока многие известные бренды, олицетворяющие нашу страну, не прошли регистрацию, зарубежные страны ими пользуются. например матрёшки — один из символов России — с успехом штампуют в Китае. В то же время многие отечественные предприятия успешно продолжают традиции своего региона, но не могут «представить товар лицом». Для этого и нужен инструментарий интеллектуальной собственности. «Это своеобразная инвентаризация и существенный инструмент пополнения региональных бюджетов», — отметил важность продвижения региональных брендов вице-спикер палаты, руководитель Совета по вопросам интеллектуальной собственности Ильяс Умаханов.
Во всём мире наличие зарегистрированного НМПТ гарантирует потребителю особые неповторимые свойства. Так, при маркировке вин, произведённых во французском регионе Бордо, указание географического местоположения на этикетке — своего рода подтверждение качества товара. При этом под одним географическим наименованием зарегистрированы разные вина: красные и белые, столовые и элитные.
Всего же в странах Евросоюза четыре тысячи региональных брендов. В России — всего полторы сотни. Безусловным лидером по ним в нашей стране является минеральная вода.
В 2017 году Роспатент выдал заключения о регистрации в качестве «визитной карточки» региона 73 наименованиям минералки. На втором месте, по данным заместителя руководителя Роспатента Любови Кирий, народно-художественные промыслы: тульская гармонь, оренбургский платок, дятьковский хрусталь и так далее. Такое направление, как продукты сельского хозяйства, только набирает обороты и насчитывает всего 19 брендов. До ноября прошлого года в России, где каждый регион славится своей уникальной кухней и разными традициями приготовления мяса, не было зарегистрировано ни одного мясного продукта. Алкогольных напитков, получивших статус региональных брендов, всего девять — в основном это вина из сортов винограда, выращенного в Краснодарском крае.
В Роспатенте предлагают расширить перечень региональных брендов, чтобы такой статус могли получить полезные ископаемые и минералы. Во многих странах Европы, привела пример Любовь Кирий, зарегистрированное наименование места происхождения товара имеют ценные сорта глины, мрамор и кварцевый песок.
Критерии отбора
Главные критерии для регионального бренда, напоминают в ведомстве, это его известность, указание географических границ и подтверждение, что уникальные качества продукта или товара обусловлены его расположением. Казалось бы, всё просто, но при регистрации брендов то и дело возникают проблемы. Некоторые регионы не могут зарегистрировать товары, которые уже более сотни лет являются визитной карточкой края или области, как, например, дымковская игрушка. Другие, напротив, пытаются пробить такой статус для вагонов или шпал, выпускаемых на местном заводе.
Другая проблема — похожие бренды. Сколько регионов могут официально представлять своим брендом ту же матрёшку? «С одной стороны, карельская матрёшка может обладать лучшими свойствами, чем традиционная семёновская. При этом нам необходимо сохранять идентичность народных промыслов», — рассуждает заместитель директора департамента Минпромторга Лилия Нургатина. В ведомстве намерены подготовить перечень промыслов, идентичность которых наиболее важна. Планируется, что для таких товаров будет создан благоприятный режим при продвижении их на внутреннем и зарубежных рынках.
Кстати, в некоторых регионах такой опыт уже имеется. Например, в Башкортостане сетевые магазины на специальных полках выставляют товары под брендом «Продукт Башкортостана», и они пользуются большим спросом у населения.
Как сообщила первый заместитель председателя Комитета по образованию, науке и культуре Лилия Гумерова, в большинстве субъектов созданы рабочие группы по брендированию местных товаров. К этой работе активно подключились и сенаторы. Планируется, что до конца февраля члены Совета Федерации представят список товарных знаков, которые должны быть зарегистрированы в качестве новых региональных брендов России. А первого марта в палате состоится Всероссийский семинар, где представителям регионов расскажут, как правильно зарегистрировать и продвинуть региональный бренд.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Ильяс Умаханов, Лилия Гумерова