Каршеринг не исключение: должны быть аптечка и огнетушитель
Петербургский депутат просит прокуратуру проверить парк арендуемых авто
Депутат петербургского Заксобрания Дмитрий Панов обратился к прокурору города с просьбой проверить машины каршеринга — оборудованы ли они всем положенным по закону: аптечкой, огнетушителем, запасным колесом, инструментами, знаком аварийной остановки. И принять меры прокурорского реагирования. По его информации, таких необходимых атрибутов в арендуемых авто просто нет. Специалисты считают, что так и до «уголовки» недалеко.
Частные случаи
К депутату поступило несколько обращений от людей, которые столкнулись с неприятными ситуациями. Одна женщина случайно пробила колесо. В багажнике же не было ни домкрата, ни запаски, ни даже знака аварийной остановки: «Мне пришлось 1,5 часа ждать мужа с инструментом, снимать колесо, ехать в ближайший шиномонтаж, за свои кровные латать там колесо и ставить его на место! Все это время с меня каждую минуту списывали деньги!» — написала женщина депутату. Другой мужчина сообщил, что отказался от услуг каршеринга, так как при осмотре автомобиля не обнаружил аптечки и знака аварийной остановки. «Зная, что по ПДД такие нарушения караются штрафом, а в случае ДТП я не смогу оказать первую медицинскую помощь, я отказался от использования автомобиля», — написал мужчина.
Дмитрий Панов выяснил, что в автопарках компаний каршеринга, где десятки тысяч машин, такая ситуация — повсеместная. А это опасно. По статистике, которую привел парламентарий, 70 процентов случаев гибели людей после аварии происходит из-за неоказания своевременной первой помощи пострадавшим. А помощи нет, потому что в автомобиле участника движения отсутствуют аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки.
То ли воруют, то ли не докладывают
«Знак аварийной остановки, огнетушитель и аптечка, а также запасное колесо являются важнейшими элементами комплектации исправного и пригодного к эксплуатации автомобиля. И, согласно ПДД, отсутствие даже одного элемента аптечки уже является правонарушением для водителя. В ответ на жалобы пользователей операторы каршеринговых сервисов ссылаются на то, что эти предметы просто воруют. Однако на практике, перед тем как начать пользоваться арендованной машиной, клиент сначала делает ее осмотр и в случае нахождения повреждений загружает в приложение соответствующие фотографии», — сказал Дмитрий Панов.
Поэтому, по его мнению, кажется логичным и очевидным, что до начала дисциплинированного движения пользователи должны фиксировать и наличие или отсутствие необходимого инвентаря.
Депутат отметил, что сегодня компании фактически ставят законопослушных людей в положение, когда они должны брать с собой «тревожный чемоданчик» в арендованный автомобиль: с аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки. Панов напомнил, что сегодня каршерингом пользуются не только в городской черте, но и путешествуя между городами. А на трассе человек, попав даже в незначительную аварию, становится заложником ситуации: и отойти от машины не может, и знак аварийной остановки взять негде, и колесо не поменять. А служба сервиса каршеринга может приехать в лучшем случае только через несколько часов.
Читайте также:
• Как ехать, если отключили GPS
Уголовное преследование
Член Общественной палаты России Александр Холодов считает, что если в каком-нибудь регионе за дело возьмутся серьезно, то на руководителей компаний каршеринга могут завести уголовное дело, так как статья 238 УК предусматривает уголовную ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности: в зависимости от наступивших последствий — от штрафа в 300 тысяч рублей до 10 лет лишения свободы.
«Арендуемый автомобиль, как и любой другой, должен соответствовать требованиям безопасности. Я еще пять лет назад обращал внимание, что в каршеринговых машинах нет ни аптечек, ни огнетушителя, ни знака аварийной остановки. Более того, звонил в компанию и говорил, мол, что инспектор остановил и штрафует на 500 рублей. Их реакция простая — возместим, пусть штрафуют. Почему они так делают? Потому что экономически выгоднее компенсировать штраф, чем оставлять инвентарь, который будут воровать», — возмутился Холодов.
По его мнению, это отговорки, потому что решить вопрос можно, установив замок, который при необходимости операторы компаний будут разблокировать по звонку. Так же, как это делается на электросамокатах.