Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Какие товары промаркируют в 2023 году

В России начинается эксперимент по блокировке продажи в магазинах контрафакта и просрочки

01.02.2023 04:00

Автор: Мария Соколова

Какие товары промаркируют в 2023 году
  © Алексей Филиппов/РИА Новости

С февраля до августа пройдет эксперимент, позволяющий блокировать с помощью кассового аппарата продажу поддельных и просроченных товаров. В проекте участвуют молочные продукты, вода, пиво, табак, курительные смеси и вейпы. Их проверят через электронную систему по идентификационному коду. Они подлежат маркировке, так же как духи, обувь, фотоаппараты, шубы. В этом году список такой продукции пополнится. С 1 февраля, согласно распоряжению Правительства, коды нанесут на инвалидные коляски, а с марта — на велосипеды и пивные напитки. Что еще будут маркировать в 2023 году, разбиралась «Парламентская газета».

Контрафакт заблокируют на кассе

Маркировку вводят, чтобы избежать попадания на российский рынок некачественных и контрафактных товаров, незаконного обогащения нечестных производителей. Для потребителя покупка просрочки или контрафакта — это в лучшем случае зря потраченные деньги, а в худшем — ущерб здоровью.

Президент Владимир Путин еще в октябре 2021 года поручил Правительству проработать вопрос об исключении технической возможности продажи контрафакта или продукции с истекшим сроком годности. Отслеживать это будет система «Честный знак», через которую уже сейчас контролируют оборот маркированных товаров. Такой эксперимент проведут в России с 1 февраля по 1 августа 2023 года, согласно постановлению, подписанному 24 января 2023 года премьер-министром Михаилом Мишустиным.  

В этом эксперименте будут участвовать отдельные виды молочной продукции, в том числе предназначенной для детей, бутилированная вода, пиво и некоторые слабоалкогольные напитки, табак, курительные смеси и вейпы, сообщили на сайте Правительства 26 января.

Предполагается, что кассовый аппарат отсканирует идентификационный знак, затем передаст код маркировки в систему мониторинга, которая проверит, легально ли продают товар. Если все хорошо, то покупку оформят, если нет — продажу заблокируют. Розничные магазины участвуют в проекте добровольно.      

Основная задача эксперимента — отработать механизм обмена сведениями о маркированной продукции между торговыми точками и информационной системой мониторинга за оборотом. «Если эксперимент пройдет успешно, то в ближайшем будущем покупка продукции, незаконно введенной в оборот или с истекшим сроком годности, будет блокироваться кассовыми аппаратами с соответствующим программным обеспечением», — отметили на сайте кабмина.

Первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина поддержала решение кабмина. Она считает, что новая система гарантирует потребителю качественные товары. «По итогам проведения эксперимента, распространив такие требования на всю страну, можно обеспечить «безопасный» поход покупателя в магазины без необходимости визуального выявления некачественной продукции, поисков и высчитывания сроков годности, а также возврата просрочки в магазин после приобретения», — сказала Школкина нашему корреспонденту.

Специальный код наносят на шубы и сигареты

Распоряжением Правительства от 28 апреля 2018 года № 792 утвердили перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

С декабря 2019 года идентификационные знаки следует наносить на духи и туалетную воду, шины и покрышки, продукцию из натуральной кожи, женские блузки, а также пальто, накидки, плащи и куртки, постельное белье. В июле того же года ввели маркировку обуви, а в декабре — фотоаппаратов. В июне 2021 года специальные знаки появились на сырах и мороженом, а в сентябре — на молочной продукции.

Читайте также:

• В Минпромторге предложили ввести маркировку БАД с апреля 2023 года

Обязательства для производителей табака и импортеров вводили постепенно. С 1 марта 2019 года они наносят идентификационные знаки на сигареты и папиросы, с 1 июля 2020 года — на сигары и табак для сигарет, трубок, а также жевательный и нюхательный. В 2022 году ввели маркировку табака, предназначенного для потребления путем нагревания, курительных смесей для кальяна, жидкостей для электронных систем доставки никотина.

В декабре 2021 года в России заработала система идентификации минеральной воды, а с марта 2022 года специальные знаки начали наносить на всю упакованную питьевую воду, в том числе газированную.

Нелегального пива станет меньше

Согласно указанному постановлению, с февраля 2023 года производители и импортеры должны маркировать кресла-коляски — электрические и с ручным приводом. Система маркировки повысит надежность таких устройств, уверен глава Всероссийского общества инвалидов, зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев. «Люди, которым полагается коляска, будут уверены, что она надлежащего качества, а значит, долго прослужит и меньше будет ломаться», — сказал депутат «Парламентской газете».      

В марте 2023 года начнут маркировать велосипеды и велосипедные рамы. Речь идет как о классических, так и о трехколесных и моторизованных велосипедах.

Также с марта обязательной маркировке подлежит пиво, сидр, пивные и другие сброженные напитки с крепостью не более семи градусов. Затем в этот список внесут безалкогольное пиво. Эксперимент по маркировке пива идет в России с 2021 года. Он признан успешным и теперь маркировка станет обязательной, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

«Мы долго шли к этому решению, было много дискуссий. Чтобы исключить ошибки или издержки, провели эксперимент, в котором участвовали все желающие. Он прошел успешно, и теперь на всю пивную продукцию будут наносить идентификационные знаки», — сообщил сенатор. Рябухин отметил, что объем неучтенного производства пива достигает 40-43 процента от общего количества. Введение маркировки снизит количество контрафакта. Соответственно, увеличатся налоговые поступления в бюджет, а потребители сохранят свое здоровье, так как поддельного пива станет меньше.