Как защитить себя при переводе денег
Банки установят клиентам дополнительные ограничения для финансовых операций
Банкам позволят устанавливать максимальную сумму перевода, перечень получателей денег и время совершения операций. Центробанк предлагает также дать возможность отправителю и получателю средств аутентифицировать друг друга. Положение регулятора о защите персональной информации клиентов опубликовано на портале нормативных актов. Как дополнительно обезопасить себя при банковских и других переводах — разбиралась «Парламентская газета».
Личность нужно подтвердить
В 2022 году только за январь и февраль совершенно 738 тысяч незаконных операций с банковскими картами. За 2021 год у россиян со счетов похитили 13,5 миллиона рублей, писала ранее «Парламентская газета». Чаще всего у мошенников возникает возможность для кражи после получения личных данных клиентов банков.
Чтобы защитить персональную информацию при переводе денег, Центробанк предлагает применять аутентификацию клиентов, то есть проверять подлинность личности, в том числе двухфакторную. У банков также будет возможность использовать взаимную аутентификацию отправителя и получателя денег. Подлинность проверят и у электронных сообщений клиентов, чтобы защитить их от искажения и переадресации.
Если же на электронную почту человека приходят выписки по банковским операциям и счетам, операторы должны удостовериться, что адрес действительно ему принадлежит.
Деньги получат не все
Банки смогут вводить ограничения для клиентов, чтобы исключить списание денег со счетов без согласия владельцев. Например, этому может помочь право устанавливать максимальную сумму перевода за одну операцию или за какой-то период времени. Финорганизациям разрешат исключать клиентов из перечня получателей денег, ограничивать время, в которое совершают переводы, и даже географическое положение устройств, которые при этом используются. По желанию банки смогут применять и другие условия.
Обо всех случаях утечки информации финорганизации обязаны сообщать Банку России. Переводы денег без согласия человека могут составлять не более 0,005 процента за квартал от общей суммы списанных со счетов людей средств.
«У злоумышленников есть способы, с помощью которых они могут добыть данные и оформить кредит на людей, списать деньги со счетов. Если есть возможность и технологии, позволяющие дополнительно защитить данные граждан, это правильно», — уверен председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Еще одним вариантом безопасных переводов, по его словам, может стать установление лимита. «Сейчас мы хотим узаконить режим самоограничений на перевод, — рассказал Аксаков. — Установить его можно будет дистанционно, через портал госуслуг. Информация будет уходить в базу данных бюро кредитных историй, и об ограничении будут знать все банки».
Если в этом случае кто-то попытается перевести деньги выше лимита, банк обязан этот перевод остановить. А если все же средства со счета человека спишутся, банк вернет их за свой счет и сам будет разбираться с теми, кто эти деньги незаконно списал.
Читайте также:
• Банки одолжили россиянам меньше денег в 2022 году
Поддельная мама просит помощи
По словам депутата, нужно находить способы защиты денег людей по всем направлениям, в том числе по тем, которые используют не банковские каналы финансового обслуживания.
К ним, например, можно отнести популярную систему перевода денег между пользователями «ВКонтакте». Номер карты получателя при этом не нужен. Платежи защищены технологией 3D-Secure, но страницы в соцсетях часто взламывают. Мошенники пишут от лица попавшего в беду друга или близкого родственника и просят денег. К таким призывам всегда следует относиться аккуратно и перепроверить их, например, перезвонив собеседнику.
В соцсетях могут продавать товар, которого не существует, или просить благотворительную помощь приютам для кошек и собак, которых тоже на самом деле нет. После получения перевода страницу злоумышленник сразу же удаляет. О продавцах и владельцах приютов перед переводом денег нужно поискать дополнительную информацию в интернете — здесь помогут отзывы других людей.
Переводами занимаются и платежные сервисы — Юнистрим, Contact, Золотая корона. Последней часто пользуются трудовые мигранты, чтобы перевести домой заработанное. Как сообщали СМИ в начале года, сотни из них пострадали от телефонных мошенников. После перевода денег через систему им звонили липовые «сотрудники сервиса» и просили назвать коды безопасности. На людей, которые уговорам поддались, брали кредиты — выплачивать их пришлось потерпевшим.
Главное правило защиты денежных средств, карт, счетов — не передавать свои личные пароли и коды из СМС третьим лицам, рассказал член Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации сенатор Артем Шейкин.
Ещё материалы: Артем Шейкин , Анатолий Аксаков