Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Как ваучер обесценил рубль

25 лет назад был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»

05.07.2016 15:56

Автор: Юрий Скиданов

Как ваучер обесценил рубль
Анатолий Чубайс, главный идеолог приватизации, говорил, что каждое приватизированное предприятие — гвоздь в крышку гроба коммунизма Фото Юрия Инякина

Об итогах приватизации середины и конца 90-х написано немало. Преобладающее мнение, которое поддерживают даже некоторые ее инициаторы, — этот процесс не оправдал ожиданий, цели — под­нять экономику и улучшить жизнь людей — достигнуты не были, а некогда мощный единый народ­но-хозяйственный комплекс был частично развален и обанкрочен, а частично перешел под контроль западных монополий и отечествен­ных олигархических групп. Как же все начиналось?

«ТЕНЕВИКИ» НАЧИНАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ

К середине 80-х годов советские спецслужбы и экономические ве­домства начали фиксировать, что экономика СССР начала сокращать темпы роста, а производительность труда стала катастрофически от­ставать от производительности тру­да у главного геополитического со­перника — США. Это вынудило ру­ководство страны начать экспери­менты в жестко централизованной экономике со сложным механизмом принятия и реализации решений, не терпящим, подобно швейцарским часам, даже малейшего некомпе­тентного вмешательства.

Структура собственности  в 2003 годуПоиски новых путей в экономи­ке, начавшиеся при Генеральном секретаре ЦК КПСС Константине Черненко с принятия некоторых постановлений, которые несколько смягчали порядок планирования и использования предприятиями ма­териальных ресурсов, особо оживи­лись при его преемнике Юрии Ан­дропове, а когда к власти пришел Михаил Горбачев, уже почти все вчерашние проповедники и теоре­тики развитого социализма начали в духе моды искать истину на За­паде. Из всех возможных концепту­альных предложений на тему, как поднять производительность труда и, соответственно, придать новый импульс развитию экономики, бы­ло выбрано наихудшее — необходи­мо повысить заинтересованность работника в результатах труда, из­менив форму собственности. Были проигнорированы истинные при­чины наметившегося спада: недо­статочная энерговооруженность в аграрном и отчасти промышленном секторах; катастрофическое отста­вание в информационных техноло­гиях, которые на порядок повыша­ют качество управления и скорость принятия решений, а также выво­дят на новый уровень практиче­ские научно-технические исследо­вания; недостаточное внимание к генетике, которая скачкообразно способна повысить производитель­ность в сельском хозяйстве. Все эти меры, повторю, должно было заменить чувство работника-соб­ственника в той или иной степени средств производства.

Эта «передовая» идея, заметим, в немалой мере соответствовала и экономическим интересам «тенево­го сектора» экономики, который по разным оценкам составлял до 15 процентов могучего советского ва­лового внутреннего продукта, при­нося немалую прибыль цеховикам и их протекционистам из советско-партийной номенклатуры. «Теневые доходы» требовали легализации и, желательно, в виде материальных активов.

Процесс перехода к частной собственности и официального ее признания в Советском Союзе был поэтапным. 19 ноября 1986 года еще «номенклатурным» Верховным Со­ветом СССР был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятель­ности», введший арендную и част­ную (в мелких формах) собствен­ность. В мае 1988 года утвердили за­кон о кооперации, фактически под видом коллективной собственности уравнивающий все формы соб­ственности. Этот нормативный акт в сочетании с законом «О государ­ственном предприятии (объедине­нии)», вошедшим в действие в июне 1987-го, привел к тому, что матери­альные и финансовые потоки, ранее контролировавшиеся государством в рамках единого народно-хозяй­ственного плана развития эконо­мики, в громадной мере перешли в распоряжение кооператоров и частников. А утвержденные чуть позднее законы, либерализовавшие внешнеэкономическую деятель­ность, позволили кооператорам и чиновникам разного уровня начать выводить сырье и оборудование за рубеж, получая немалые доходы в валюте. Первые долларовые мил­лионеры появились именно тогда. Да, кстати, введение частной соб­ственности ни тогда, в конце 80-х, ни позже, вплоть до наших дней, не привело, да и не могло привести к росту производительности труда. Более того, исследования показали, что, к примеру, в 2006 году в нефтя­ной отрасли производительность труда была в 4 (!) раза ниже, чем в 1984-м…

НАЧАЛО «БОЛЬШОГО ХАПКА»

15 процентов советского валового продукта составлял «теневой сектор»
Итак, к концу 90-х были созданы необходимые предпосылки для кардинального изменения существу­ющего строя: появился малочис­ленный, но весьма активный слой частных собственников с большим финансовым и коррупционным по­тенциалом; организовано его по­литическое представительство во власти через так называемых демократов во главе с опальным тогда Борисом Ельциным; сформирована юридическая база для частной соб­ственности. Но оставалось главное препятствие — невозможность ле­гализовать теневые капиталы, вло­жив их в крупные, высокодоходные предприятия и, главное, в востребо­ванные на мировом рынке нефть, газ и другие полезные ископаемые.

Динамика приватизации в сельском хозяйстве в 1993 году

И сделать это было практически невозможно при советской системе власти, опирающейся на конститу­ционно закрепленный принцип общенародной собственности на недра и природные богатства.

В 1991 году столкновение новой политической силы с потерявшим инициативу партийно-государ­ственным аппаратом во главе с откровенно слабым Михаилом Гор­бачевым привело к государственно­му по всем юридическим нормам перевороту, распаду Советского Союза и образованию «свободной» России. Последнее препятствие на пути к переделу собственности бы­ло устранено.

Структура сельскохозяйственных предприятий на 2004 год

Не случайно за месяц с небольшим до августовского пе­реворота Верховный Совет РСФСР принял закон «О приватизации го­сударственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Он стал отправным пунктом в начавшейся осмысленной, но беспощадной рас­продаже активов, которые много лет создавали граждане Советско­го Союза и поданные Российской империи. Новый закон определял перечень и компетенцию госорга­нов по приватизации, а главное -регламентировал, кто и как может купить государственные и муници­пальные предприятия. Советский Союз с его принципами социаль­ной справедливости еще стоял за плечами, потому было решено все же соблюдать некоторые приличия и не переходить сразу к денежному выкупу, соблюдая права трудовых коллективов и населения. В январе 1992 года президент Борис Ельцин в своем указе уточнил порядок пере­хода общенародной собственности в частную: все госпредприятия бы­ли разбиты на три категории в за­висимости от величины. Крупные предприятия (свыше 1000 человек) могли только акционироваться, средние — распродаваться и акцио­нироваться, мелкие подлежали про­даже через аукционы и конкурсы. При этом трудовые коллективы по­лучали некоторые преимущества: им бесплатно передавали акции; они могли купить акции по закры­той подписке; победитель торгов обязан был соблюдать некоторые ограничения с учетом интересов трудового коллектива.

Но существовало еще одно пре­пятствие, которое закрывало или очень сильно усложняло путь к легализации теневых капиталов через скупку общенародной соб­ственности. Еще в июле 1991 года Верховный Совет РСФСР принял рантировал, что приватизация, во всяком случае первичная, будет действительно общенародной и справедливой. Тем более что имен­но по такой схеме приватизирова­ли собственность — и успешно, без крови — в Чехии.

На 1 триллион 400 миллиардов рублей было напечатано соответствующее количество ваучеров

Это были неименные бума­ги, которые мог получить каждый житель России, включая детей. За каждый ваучер номинальной сто­имостью 10 тысяч рублей надо было заплатить 25 рублей при по­лучении. Имущество приватизиру­емых предприятий было оценено в 1 триллион 400 миллиардов рублей, на эту сумму и было напечата­но соответствующее количество ваучеров. Ваучеры можно было обменять на акции приватизируе­мых предприятий. При этом номи­нал ваучера никакого значения не имел: его реальная стоимость за­висела от того, какие акции можно было получить в обмен.

Динамика преобразования предприятий обороннопромышленного комплекса

Акции, к примеру, сельского строительного комбината в глубинке несколько отличались по стоимости от акций Газпрома. В любом случае, для то­го, чтобы эффективно реализовать ваучер, надо было разбираться в экономике и перспективах того или иного предприятия. Неудивительно, что большая часть населения стала продавать эти бумаги скупщикам, представлявшим интересы раз­личных чековых инвестиционных фондов, которые и стали основны­ми участниками приватизации. В короткие сроки были консолиди­рованы крупные пакеты ваучеров, организована биржевая торговля этими пакетами, большинство из которых в итоге оказались под кон­тролем нескольких крупнейших ин­весторов, в том числе связанных с теневыми капиталами. Именно тог­да вчерашние цеховики из Средней Азии, московские театральные и валютные спекулянты, кавказские воры и партийные функционеры получили первые ощутимые сред­ства, позволяющие в дальнейшем скупать уже стратегические пред­приятия и практически всю неф­тегазовую промышленность. Об этом свидетельствует и статистика Госкомимущества — если в начале ее доля внешних инвесторов (тех, кто приобрел акции на чековых аукционах) в капитале приватизи­рованных предприятий составляла около 18 процентов, то всего через год этот показатель возрос уже до 33 процентов!

Да, по итогам ваучерной прива­тизации 75 процентов предприятий формально оставались в собствен­ности трудовых коллективов. Но главное было сделано — собствен­ность была выведена из-под кон­троля государства и в ее структуру были введены частные собствен­ники. Все было подготовлено к следующему этапу приватизации -денежному, где уже никакие трудо­вые коллективы с их безденежьем (сбережения в Сбербанке были за­морожены, а цены в 1992-1994 гг. увеличились в 775 раз!) никак не могли конкурировать с новыми собственниками.

1500 миллиардов пустых «ваучерных» рублей было вброшено в финансовую систему
А что же декларированная цель о преимуществах частной собствен­ности и стремительном экономиче­ском росте? Какие конкретно из­менения принесла приватизация? Во-первых, в и без того хлипкую финансовую систему было вбро­шено 1500 миллиардов пустых «ваучерных» рублей как результат спекуляций ничего не стоящими бумажками. К тому же ваучерная приватизация обострила до крайно­сти кризис неплатежей, ведь номи­нал ваучера оставался неизменным, что не позволяло индексировать основные средства в соответствии с темпами гиперинфляции: капитал акционирующихся предприятий был привязан к стоимости вауче­ра и рассчитывался по балансовой стоимости на 1 июля 1997 года. Со­ответственно, не индексировались и оборотные средства предприятий. Именно тогда были придуманы схемы взаимозачетов, вексельных расчетов и тому подобное, на ко­торых обогатились многие ныне известные люди, в частности все основатели Банка МЕНАТЕП во гла­ве с Ходорковским. Были разруше­ны и хозяйственные связи между предприятиями единых производ­ственных комплексов, особенно в машиностроении: отдельные звенья технологических цепочек приобре­тали разные собственники, которые очень часто не были заинтересова­ны в том, чтобы сохранить действу­ющие производства. Именно тогда начало гибнуть мощное советское машиностроение.

Итоги ваучерной приватизации таковы. К 1994 году производительность труда упала на 11 процентов по сравнению с 1991 годом, валовый внутренний продукт — на 20 процентов, занятость в отраслях материального производства — на 4 процента. Иначе быть и не могло: ведь ваучерная приватизация имела мало общего с экономикой, а была продиктована политическими целями. Анатолий Чубайс, главный организатор и идеолог приватизации, неоднократно говорил, что каждое приватизированное предприятие — гвоздь в крышку гроба коммунизма.

Инфографика: Государственный научно-ис­следовательский институт

системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

Читайте нас в Telegram
Просмотров 9458