Как собрать НДС — ясно, как потратить — нет
Налоговая нагрузка возрастёт на финансовых посредников и высокотехнологичные отрасли
Налог на добавленную стоимость (НДС) будет повышен с нынешних 18 до 20 процентов с 1 января 2019 года, что должно принести дополнительно в государственную казну около 600 миллиардов рублей ежегодно. Правительство внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект.
Придумали немцы, воплотили французы
Что же такое — этот самый налог на добавленную стоимость? Впервые возможность взимать универсальный комплексный налог на всех стадиях производства товара начали рассматривать в Германии после окончания Первой мировой войны с целью гарантированно и быстро наполнить разорённую госказну. Автором идеи был Вильгельм фон Сименс, владелец одноименной корпорации, благополучно существующей и доныне.
Но не получилось: Сименс умер, об идее забыли до середины пятидесятых, когда уже во Франции французский экономист Морис Лоре разработал схему обложения НДС, которая существует без изменения и по сей день в 137 странах мира, исключая США, Канаду, Австралию и Японию. В России этот налог был введён в 1992 году, заменив налог с продаж.
Чем характерен НДС? Это максимально эффективный для государства фискальный инструмент, лишённый зависимости от внешних факторов в отличие от таможенных или сырьевых поступлений и идеальный с точки зрения собираемости. «Серые» или «чёрные» схемы, которые применяют, чтобы «оптимизировать» налогообложение, здесь не проходят: НДС перечисляют все участники производственно-посреднических цепочек, хотя в конечном итоге всё оплачивает потребитель товаров или услуг. Другое название НДС, отражающее его суть, — налог на потребление.
Спекулянты заплатят больше
В России НДС наряду с таможенными платежами стал важнейшим бюджетообразующим налогом, заполняя федеральную казну на 35 процентов, что составляет примерно шесть триллионов рублей в год. Два процента роста НДС по расчётам Правительства принесут дополнительно примерно 600 миллиардов рублей в год, или около четырёх триллионов за планируемую шестилетку, что составит половину расходов, предназначенных для выполнения социально-экономических задач, сформулированных в майском указе президента Владимира Путина.
Какие последствия вызовет повышение НДС? Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомним, что нынешняя ставка налога — самая низкая за всю историю постсоветской России: первоначально она составляла 28 процентов, затем была снижена до 20 процентов в 1993 году, а в 2004-м ввели 18 процентов. Теоретически понижение ставки должно оживлять экономическую активность. Однако, судя по статистике после 2004 года, особых всплесков в предпринимательстве не произошло, из чего можно сделать вывод: в экономических обстоятельствах российской действительности два процента налоговых колебаний особой роли не играют. Соответственно, и от нынешнего повышения особых потрясений ждать не стоит. Разумеется, если налоговые манёвры будут ограничены только этим действом.
Рост фискальной нагрузки может ограничить деловую активность в в отдельных отраслях, в первую очередь в высокотехнологичных, с высоким уровнем добавленной стоимости.
Тем не менее налоговое новшество может повлиять на ситуацию в отдельных отраслях, в первую очередь в высокотехнологичных, с высоким уровнем добавленной стоимости. К примеру, в оборонно-промышленном комплексе добавленная стоимость составляет 41,6—54 процента от общей стоимости продукции (а по отдельным производствам — до 72,1 процента). Высока доля добавленной стоимости и в автомобильной, и машиностроительной промышленности, а её общий уровень в высокотехнологичных производствах составляет около 13,6 триллиона рублей, или примерно 12 процентов ВВП.
Следовательно, рост фискальной нагрузки может ограничить деловую активность в этих отраслях, приведя, помимо прочего, к росту цен на конечный продукт и некоторой утрате конкурентоспособности отечественных товаров. И если для оборонки рост цен компенсирует государство — основной заказчик — и зарубежные потребители, то за подорожавшие автомобили, сложную бытовую технику, компьютеры и тому подобное будут платить рядовые граждане.
Гораздо серьёзнее повышенный НДС скажется на финансово-посреднических и бухгалтерских операциях, а также на платных медицинских, образовательных и юридических услугах.
Правда, не стоит забывать и о другой стороне медали: продовольствие, автомобильное топливо, одежда и другие товары, для производства которых требуется не больше трёх-четырёх технологических переделов, практически не подорожают из-за новой ставки НДС. Учитывая отечественную структуру потребления, где всё же преобладают затраты на продовольствие, а не на автомобили и холодильники, можно прогнозировать, что инфляционный эффект от повышения НДС ограничится примерно 0,5 процента в год, что не приведёт к превышению целевого уровня инфляции в четыре процента. Да и ожидаемый рост цен будет растянут по времени на величину производственного цикла: если новую ставку введут с 1 января 2019 года, то потребительские цены увеличатся не раньше, чем через три месяца.
Гораздо серьёзнее повышенный НДС скажется на финансово-посреднических и бухгалтерских операциях, а также на платных медицинских, образовательных и юридических услугах. Доля перечисленных пяти непроизводственных отраслей в общем объёме добавленной стоимости составляет 62 процента. При этом на финансово-посреднические услуги — псевдоним валютно-спекулятивных операций в банках и на бирже — приходится 17 процентов, сравните, почти столько же составляет доля всех производственных отраслей — 20,4 процента!
Так что выгодоприобретателям-профессионалам в банковско-биржевых играх надо готовиться оплачивать подорожавшие счета. Сумма может составить около 100 миллиардов рублей с учётом процента таких услуг в общем объёме добавленной стоимости.
Правительство к тому же избежало соблазна отказаться от льготной ставки НДС на товары первой необходимости, лекарства и товары для детей: фискальный выигрыш минимален, а градус социальной напряжённости гарантированно вырос бы. К тому же именно эти товарные группы максимально влияют на инфляцию, в первую очередь затрагивая уровень жизни наиболее массовых категорий потребителей — граждан с низкими доходами.
Словом, конкретную фискальную цель — найти 600 миллиардов рублей дополнительных доходов — Правительство предлагает достичь относительно безболезненно, учитывая интересы наиболее массовых социальных групп. Но гораздо важнее другое — использовать эти ресурсы с тем, чтобы в конечном итоге получить экономический эффект, реализуя положения майского указ президента Владимира Путина. А это гораздо сложнее, и пока неясно, как кабмин планирует это делать.