Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Как пожаловаться на плохое обслуживание в магазине

«Парламентская газета» рассказывает, что делать, если вам нахамили или продали просроченный товар

15.01.2021 16:04

Автор: Анастасия Яланская

Как пожаловаться на плохое обслуживание в магазине

Фото: АГН Москва

В магазины хотят вернуть книги жалоб и предложений — с такой инициативой выступил Союз потребителей России. Как считают в общественной организации, это поможет избежать скандалов в торговых точках, потому что цифровыми сервисами для выражения своего недовольства могут пользоваться далеко не все.

С мнением Союза потребителей уже согласились в Роспотребнадзоре, а также в Совете Федерации. Мы решили выяснить, как сейчас покупатели могут защитить свои права без возможности высказать претензии в книге жалоб.

У всех людей должен быть способ общения с отраслью

Раньше любое торговое предприятие было обязано иметь книгу жалоб и предложений и предъявлять её гражданам по первому требованию — это было закреплено в приказе Министерства торговли СССР от 23 июля 1973 года и в приказе Минздрава СССР от 12 декабря 1974 года. Книга стала весомым инструментом защиты прав потребителей: например, за проступок, на который указал недовольный покупатель, продавец мог получить дисциплинарное взыскание от начальства или лишиться премии.

Однако упомянутые документы советского времени попали под «регуляторную гильотину» и 2 декабря 2020 года были упразднены. А Минпромторг счёл книгу жалоб устаревшим механизмом, идущим вразрез с принципами рыночной экономики. Вместо неё ведомство предложило россиянам сообщать о проблемах через цифровые сервисы или «голосовать рублём» — отовариваться у конкурентов провинившейся торговой точки. При этом с 1 января 2021 года вступили новые правила оказания услуг общепита, согласно которым все кафе, бары и рестораны такую книгу должны иметь.

СМИ: в России предлагают вернуть в оборот книгу жалоб и предложений

Председатель Союза потребителей Пётр Шелищ рассказал «Парламентской газете», что потребителям хотелось бы видеть «большую последовательность органов власти в этом вопросе». По его словам, книга жалоб и предложений нужна и в магазинах, потому цифровые сервисы хоть и тоже работают, но не все умеют ими пользоваться.

«Тем более непосредственно в магазине или ином месте, где потребитель увидел нарушения или у него возник конфликт с оказывающим услугу работником, — сказал Шелищ. — В первую очередь это касается многих пожилых людей. Наличие возможности оставить запись в книге жалоб существенно снижает риск скандала, не нужного ни покупателю, ни продавцу. Также это помогает руководителям торговых компаний точнее оценить работу продавцов и отношение покупателей к продаваемым товарам».

Его позицию, подчеркнул он, уже поддержал Роспотребнадзор. В ведомстве сообщили, что «чем больше у предприятий способов коммуникации с потребителями, тем лучше».

Выступил за возвращение книги жалоб и первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Сенатор согласился, что большое количество людей в России не участвует в системе цифрового обмена.

«У них вызывает некую досаду и даже раздражение, когда они не знают, каким образом выразить своё недовольство, — пояснил Рязанский «Парламентской газете». — Было бы неправильно накапливать социальное напряжение, недовольство к тем или иным видам обслуживания».

Минпромторг рекомендует гипермаркетам работать круглосуточно

Парламентарий уверен, что вопросы в сфере защиты прав потребителей должны решаться локально, непосредственно в тех местах, где они возникают.

«Это должно быть предметом предварительного рассмотрения на ранних этапах, чтобы не дожидаться выборных кампаний, общения президента со страной, — добавил он. — Мы видим, какое количество простых житейских вопросов приходит на почту президента, а они могли бы решаться на совершенно других уровнях».

Стоит отметить, что если книгу жалоб вернут в магазины, то их руководителей снова смогут штрафовать за её непредоставление. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, такая санкция составляет от одной до десяти тысяч рублей. 

Фото: АГН Москва

Куда обратиться

Взаимоотношения между магазином и покупателем регламентирует Закон «О защите прав потребителей». Клиент имеет право на получение всей информации о покупаемом товаре или получаемой услуге от продавца, на приобретение товара или получение услуги надлежащего качества, которое соответствует установленным нормам, компенсацию за бракованную покупку или возможность её вернуть.

При несогласии с действиями продавца покупатель вправе написать претензию в госорганы. Например, жалобу в Роспотребнадзор. Причины для этого могут быть такие:

  • некорректное поведение сотрудников и руководства торговой точки: грубость, хамство, рукоприкладство;
  • нарушения норм торговли: отсутствие кассы, невыдача чека, несоответствие цены на товары с их ценниками;
  • навязывание дополнительных услуг, отказ продажи товара без дополнительных покупок;
  • отказ в обслуживании, замене дефектного товара, продажа некачественного продукта;
  • нарушение прав покупателей, предоставление заведомо ложной информации.

По факту жалобы Роспотребнадзор проводит проверки деятельности магазинов. Если выясняется, что был нарушен закон, виновные получают штрафы и предупреждения.

Обратиться в ведомство можно лично, а можно написать запрос на сайте организации или направить заявление заказным письмом. По закону, госорган обязан известить человека, направившего запрос, о результате проверки в течение 30 дней.

Читайте также:

• Советские книги жалоб упразднят • Верховный суд постановил, что магазины вправе не обслуживать клиентов без масок • Роспотребнадзор утвердил новые требования для магазинов и рынков

До обращения в Роспотребнадзор можно попытаться мирно разрешить конфликт непосредственно с администрацией торгового предприятия. Например, вызвав администратора на месте или позвонив на горячую линию магазина, номера которой обычно указаны на официальных сайтах компании. 

Если, например, причиной недовольства стала агрессивная и недобросовестная реклама или спам от магазина, то, помимо Роспотребнадзора, можно жаловаться в Федеральную антимонопольную службу. Необходимые для этого контактные данные указаны на сайте ведомства.

При обнаружении фактов мошенничества и других злоупотреблений со стороны компании у покупателя есть возможность написать заявление в прокуратуру. Последней же линией обороны в отстаивании интересов может стать иск в суд, если до этого были исчерпаны все остальные способы воздействия на торговую точку.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 8407