Как не попасть на удочку кредитных аферистов
Центробанк намерен минимизировать риски мошенничества и утечки персональных данных в банковском секторе
Кредитный договор и любые изменения его условий должны быть подписаны собственноручной или электронной подписью заемщика. Использование других способов подтверждения согласия человека с условиями договора недопустимо. Об этом говорится в информационном письме Центробанка банкам и прочим кредитным организациям, размещенном на сайте регулятора. «Парламентская газета» разбиралась с разными видами мошенничества на рынке кредитования и уловками, которые аферисты часто используют, чтобы подсадить клиента на «кредитный крючок».
Только личная подпись
Центробанк выявил ряд случаев, когда некоторые кредиторы считают договор заключенным без получения подписи заемщика. Например, банк без предварительного уведомления направляет человеку кредитную карту по почте, а «подписью» по такому договору признает телефонный звонок гражданина об активации карты, уточняет пресс-служба ЦБ.
«В некоторых ситуациях эти карты попадают в чужие руки, что создает риск мошенничества и утечки персональных данных», — говорится в сообщении.
По мнению регулятора, такие практики противоречат законодательству и могут привести к нарушению прав потребителя.
Виды мошенничества с кредитами
Растущей с каждым днем конкуренции среди банков, готовых применять в борьбе за клиентов новые тактики и технологии, сопутствует и существенный рост откровенного мошенничества в кредитной сфере. Чтобы не попасть в ловушку аферистов, нужно понимать, как они действуют и знать об основных способах кредитного обмана.
Правоохранители отмечают, что аферисты заблуждаются. Подобное мошенничество может привести к тому, что их имущество распродадут с молотка в счет уплаты долгов, а сами они могут не просто стать «невыездными», но и попасть на скамью подсудимых за совершение уголовного деяния.
Хитрее кажутся мошенники, которые оформляют кредиты в банках, а позже опротестовывают их, заявляя, что они тут ни при чем, более того, на момент оформления кредита их паспорт был утерян. В подтверждение «алиби» аферисты предоставляют справку из полиции о том, что, да, такой-то написал заявление об утере основного документа задолго до оформления кредита. И вновь мошенники ошибаются: справка такая от обязательств по выплате кредита не освобождает. У банковской службы безопасности достаточно инструментов, чтобы доказать причастность клиента к оформлению займа.
Следующая распространенная история: мошенники берут займы на имя россиян, которые, как говорится, ни сном ни духом. Единственно возможным косвенным доказательством того, что пострадавший действительно не оформлял кредит в банке, служит его обращение в полицию. В заявлении пострадавший должен сообщить о получении неизвестным лицом займа в банке с использованием действующих или утраченных ранее документов. В МВД обязаны возбудить уголовное дело, после раскрытия которого чаще всего невинно пострадавшее лицо освобождается от предъявленных банком претензий.
В МВД отмечают и более сложные схемы кредитного мошенничества при помощи фиктивных юрлиц. Аферисты открывают фирму, заявленным видом деятельности которой становится торговля товарами или услугами. Далее фирма-однодневка заключает с кредитной организацией договор о том, что банк будет кредитовать клиентов предприятия на приобретение товаров и услуг. После этого фирма для получения займов отправляет в банк данные клиентов, большая часть которых — заранее подготовленная подставная информация. При этом банк перечисляет на счет фирмы денежные средства за якобы купленные ее клиентами товары и услуги в кредит. Чтобы не вызвать лишних подозрений, выплаты по кредитам сначала идут регулярно, но спустя определенное время они прекращаются.
Подобные преступления караются лишением свободы до десяти лет, сообщается на сайте Министерства внутренних дел.
Схема махинаций проста: «кредитный брокер» помогает клиенту в оформлении кредита, выступая его доверенным лицом перед банком. Позже мошенник уведомляет клиента об отрицательном решении по кредиту, хотя решение было положительным. Итог печален: вместе с деньгами обманутого заемщика «кредитный брокер» исчезает из поля зрения. Несостоявшийся банковский клиент узнает об этом, когда банк извещает его о просроченных платежах и начисленных штрафах.
Распространенной схемой мошенничества считается и оформление кредита на покупку определенного товара, например автомобиля или квартиры, который позже, уже будучи в залоге, продается втайне от кредитора. Нередко на такие преступления идут самые простые люди, находящиеся в непростой жизненной ситуации и остро нуждающиеся в деньгах. Банки в этом случае вправе не только потребовать досрочного погашения кредита, но и обязать мошенника выплатить внушительный штраф.
По копии чужого паспорта мошенники могут взять кредит или оформить банковскую карту. Такие копии документов нечестные сотрудники компаний продают пачками в Интернете по весьма скромным расценкам. При этом человек может и не знать, что скан его документа странствует по Интернету. Оставив когда-то неосторожно данные о себе при устройстве на работу или заселении в гостиницу, он с запозданием обнаруживает себя задолжавшим банку кругленькую сумму, когда к нему в дверь стучатся коллекторы.
Как не попасть на удочку мошенника
Год назад ЦБ уже сигнализировал банкам о необходимости по максимуму использовать свои ресурсы для предупреждения как можно большего числа клиентов о рисках мошенничества. Регулятор предлагал научить клиентов давать отпор телефонным и интернет-жуликам.
«Граждане должны четко знать, что нельзя сообщать посторонним лицам свои персональные данные, данные банковской карты, пароль из СМС, секретные слова. Разглашение этой информации может привести к хищению денег», — информировал ЦБ.
В методических рекомендациях Центробанк советует кредитным организациям размещать информацию о том, как не стать жертвой мошенников, в их мобильных приложениях и сайтах, на баннерах в отделениях и на экранах банкоматов.
Особое внимание нужно уделить донесению информации до людей с ограниченными возможностями, например публиковать материалы на версиях сайтов для слабовидящих. ЦБ советует не реже раза в квартал делать СМС-рассылку по теме с охватом не менее 80 процентов клиентов, а также информировать их при звонках в кол-центры.
Кредитным организациям рекомендуется не реже двух раз в год анализировать эффективность своей работы по предупреждению мошенничества — отслеживать, как это отражается на динамике переводов без согласия клиентов.