Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Как клиенту банка обезопасить себя от мошенников

ЦБ разрешил россиянам устанавливать в онлайн-банках дополнительную защиту от злоумышленников

30.06.2022 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Как клиенту банка обезопасить себя от мошенников
  © pxhere.com

Банк России выпустил указание, разрешающее банковским клиентам с 1 октября самостоятельно вводить запрет онлайн-операций для защиты от мошенников. Также ЦБ опубликовал памятку, как защититься от киберзлоумышленников. «Парламентская газета» выясняла, возможно ли в принципе сегодня гарантированно защитить свои сбережения.

Это осложнит жизнь злодеям

Преступники в прошлом году похитили у клиентов российских банков 13,5 миллиарда рублей, но финансовые учреждения вернули только 6,8 процента, сообщил РБК. А по данным ЦБ, в первом квартале 2022 года выявлено 403 финансовые пирамиды, что составляет почти половину от их общего количества за весь прошлый год.

Причем злоумышленники не просто активизировались — с каждым годом растет их квалификация, все более изощренные сценарии они используют для присвоения средств россиян.

Поэтому в ЦБ задумались о противодействии. Согласно указанию регулятора, с 1 октября банки смогут по заявлению клиента бесплатно устанавливать запрет онлайн-операций, а также ограничивать максимальную сумму одной операции или количество операций в определенный период времени.

Установить запрет можно будет на отдельные услуги, например переводы, онлайн-кредитования, или на все операции, пояснил суть нововведения глава департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров в Telegram-канале ЦБ.

В Центробанке убеждены, что возможности мошенников повлиять на банковского клиента, если тот ввел ограничения своих операций, серьезно сузятся. При этом отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций клиент сможет в любое время.

В том же указании сообщается, что теперь российские банки обязаны подтверждать электронную почту клиентов, если на нее приходят уведомления о совершаемых операциях, справки и выписки по ним. Эта норма тоже начнет действовать с 1 октября.

Кроме того, банки обяжут идентифицировать устройства клиентов при проведении банковских операций в онлайн-режиме. Если операция проводится через мобильное приложение, то банк должен будет проверить телефонный номер клиента на основе анализа характера, параметров и объема совершаемых операций.

Читайте также:

• Что делать, если персональные данные утекли в Сеть • Центробанк предложил условие для возврата украденных мошенниками денег

Шесть способов защиты

В начале мая Центробанк выпустил памятку, как защититься от кибермошенников. В первую очередь нельзя никому и никогда сообщать свои паспортные данные и данные карты: имя и фамилию ее владельца, трехзначный код с обратной стороны, пин-код или код подтверждения из СМС-сообщения. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию, напомнили в ЦБ.

Во-вторых, если с неизвестного номера звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организаций и требует быстрых действий с финансами, лучше положить трубку и самостоятельно перезвонить в банк. В-третьих, не следует совершать действий по счету, если вам позвонили с просьбой или требованием перевести деньги на счет в Центробанке. В-четвертых, по возможности следует использовать антивирус на всех устройствах и не забывать его обновлять.

Покупки в Интернете лучше совершать только на проверенных сайтах, а еще лучше завести для онлайн-трат отдельную карту и пополнять ее ровно на ту сумму, которая требуется для оплаты. При совершении покупок нужно обратить внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения — замочка.

Шестой способ защититься от мошенников — никогда не вводить личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходить по ссылкам из подозрительных писем с предложением пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное.

Одной из популярных мошеннических схем является попытка убедить человека по телефону оформить кредит, поэтому в Центробанке советуют немедленно прервать такой разговор. Там напомнили, что сотрудники банков не информируют клиентов об изменениях в кредитной истории по телефону. Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как правило, только мошенники.

Как распознать обман

Хотя мошеннических схем очень много, на сайте московской мэрии предлагают распознать мошенника по нескольким признакам:

- вам позвонили, прислали СМС, электронное письмо или сообщение с сомнительной ссылкой в социальной сети или мессенджере, в том числе от имени вашего знакомого;

- с вами говорят о подозрительных операциях по вашей карте или о внезапном выигрыше, возможности получить компенсацию от государства или предлагают вложить деньги в высокодоходный инструмент;

- вас просят сообщить какие-либо персональные данные, в том числе номер карты, срок ее действия и баланс, код безопасности;

- вас пугают, торопят, не дают выбора, давят на жалость или жадность, чтобы у вас не было возможности принять взвешенное решение в спокойной обстановке и чтобы вы действовали импульсивно.

Защита в Интернете:

- создавайте сложные пароли, храните их в недоступном месте и регулярно меняйте;

- проверяйте реквизиты операции в СМС с одноразовым паролем от банка. Если реквизиты не совпадают, не вводите пароль;

- никогда не вводите пароли для отмены операции — об этом могут просить только мошенники;

- пользуйтесь защищенным соединением: адресная строка должна начинаться с префикса https://;

- используйте на мобильном телефоне мобильное приложение банка вместо его веб-версии и помните, что банк не рассылает своим клиентам сообщения со ссылками на установку приложений.