Как клиенту банка обезопасить себя от мошенников
ЦБ разрешил россиянам устанавливать в онлайн-банках дополнительную защиту от злоумышленников
Банк России выпустил указание, разрешающее банковским клиентам с 1 октября самостоятельно вводить запрет онлайн-операций для защиты от мошенников. Также ЦБ опубликовал памятку, как защититься от киберзлоумышленников. «Парламентская газета» выясняла, возможно ли в принципе сегодня гарантированно защитить свои сбережения.
Это осложнит жизнь злодеям
Преступники в прошлом году похитили у клиентов российских банков 13,5 миллиарда рублей, но финансовые учреждения вернули только 6,8 процента, сообщил РБК. А по данным ЦБ, в первом квартале 2022 года выявлено 403 финансовые пирамиды, что составляет почти половину от их общего количества за весь прошлый год.
Причем злоумышленники не просто активизировались — с каждым годом растет их квалификация, все более изощренные сценарии они используют для присвоения средств россиян.
Поэтому в ЦБ задумались о противодействии. Согласно указанию регулятора, с 1 октября банки смогут по заявлению клиента бесплатно устанавливать запрет онлайн-операций, а также ограничивать максимальную сумму одной операции или количество операций в определенный период времени.
Установить запрет можно будет на отдельные услуги, например переводы, онлайн-кредитования, или на все операции, пояснил суть нововведения глава департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров в Telegram-канале ЦБ.
В Центробанке убеждены, что возможности мошенников повлиять на банковского клиента, если тот ввел ограничения своих операций, серьезно сузятся. При этом отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций клиент сможет в любое время.
В том же указании сообщается, что теперь российские банки обязаны подтверждать электронную почту клиентов, если на нее приходят уведомления о совершаемых операциях, справки и выписки по ним. Эта норма тоже начнет действовать с 1 октября.
Кроме того, банки обяжут идентифицировать устройства клиентов при проведении банковских операций в онлайн-режиме. Если операция проводится через мобильное приложение, то банк должен будет проверить телефонный номер клиента на основе анализа характера, параметров и объема совершаемых операций.
Читайте также:
• Что делать, если персональные данные утекли в Сеть • Центробанк предложил условие для возврата украденных мошенниками денег
Шесть способов защиты
В начале мая Центробанк выпустил памятку, как защититься от кибермошенников. В первую очередь нельзя никому и никогда сообщать свои паспортные данные и данные карты: имя и фамилию ее владельца, трехзначный код с обратной стороны, пин-код или код подтверждения из СМС-сообщения. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию, напомнили в ЦБ.
Во-вторых, если с неизвестного номера звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организаций и требует быстрых действий с финансами, лучше положить трубку и самостоятельно перезвонить в банк. В-третьих, не следует совершать действий по счету, если вам позвонили с просьбой или требованием перевести деньги на счет в Центробанке. В-четвертых, по возможности следует использовать антивирус на всех устройствах и не забывать его обновлять.
Покупки в Интернете лучше совершать только на проверенных сайтах, а еще лучше завести для онлайн-трат отдельную карту и пополнять ее ровно на ту сумму, которая требуется для оплаты. При совершении покупок нужно обратить внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения — замочка.
Шестой способ защититься от мошенников — никогда не вводить личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходить по ссылкам из подозрительных писем с предложением пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное.
Одной из популярных мошеннических схем является попытка убедить человека по телефону оформить кредит, поэтому в Центробанке советуют немедленно прервать такой разговор. Там напомнили, что сотрудники банков не информируют клиентов об изменениях в кредитной истории по телефону. Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как правило, только мошенники.
Как распознать обман
Хотя мошеннических схем очень много, на сайте московской мэрии предлагают распознать мошенника по нескольким признакам:
- вам позвонили, прислали СМС, электронное письмо или сообщение с сомнительной ссылкой в социальной сети или мессенджере, в том числе от имени вашего знакомого;
- с вами говорят о подозрительных операциях по вашей карте или о внезапном выигрыше, возможности получить компенсацию от государства или предлагают вложить деньги в высокодоходный инструмент;
- вас просят сообщить какие-либо персональные данные, в том числе номер карты, срок ее действия и баланс, код безопасности;
- вас пугают, торопят, не дают выбора, давят на жалость или жадность, чтобы у вас не было возможности принять взвешенное решение в спокойной обстановке и чтобы вы действовали импульсивно.
Защита в Интернете:
- создавайте сложные пароли, храните их в недоступном месте и регулярно меняйте;
- проверяйте реквизиты операции в СМС с одноразовым паролем от банка. Если реквизиты не совпадают, не вводите пароль;
- никогда не вводите пароли для отмены операции — об этом могут просить только мошенники;
- пользуйтесь защищенным соединением: адресная строка должна начинаться с префикса https://;
- используйте на мобильном телефоне мобильное приложение банка вместо его веб-версии и помните, что банк не рассылает своим клиентам сообщения со ссылками на установку приложений.