Как изменятся тарифы на ЖКХ в 2020 году
Правительство установило для регионов пределы, выше которых плата за коммунальные услуги в следующем году подняться не сможет
Рост цен не превысит инфляцию — она, согласно прогнозу социально-экономического развития, на котором основывается проект бюджета, принятый Госдумой в первом чтении, будет не больше четырех процентов. «Парламентская газета» разобралась, как рассчитывается индекс изменения размера платы за ЖКХ и сколько будут платить за «коммуналку» в конкретных регионах.
Равнение — на середину
Распоряжение кабмина, которое устанавливает на 2020 год предельные индексы изменения размера платы за ЖКХ в субъектах Федерации, было опубликовано 31 октября. Из документа следует, что в первом полугодии тарифы останутся на прежнем уровне, а во втором — немного подрастут.
Индексы роста тарифов в регионах определяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). При расчётах она учитывает прогноз социально-экономического развития страны на будущий год, а также предложения субъектов.
Основная величина, которую принимает во внимание кабмин при установлении предельных индексов — это инфляция, пояснил «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. «Индекс совокупного платежа не может превышать темпы инфляции. Сейчас она в среднем по России — 4 процента, и индекс в среднем по стране равен 4 процентам», — уточнил он.
Но в регионах индексы могут быть ниже или выше этого значения, добавил депутат. В 2020 году, как следует из распоряжения Правительства, больше всего увеличатся расходы на коммуналку у жителей Чечни — до 6,5 процента. Самый низкий индекс в Ненецком АО — 2,4 процента. В Москве тарифы вырастут не более чем на 5 процентов, в Петербурге — до 3,8 процента.
Индекс, установленный федеральным Центром — это верхняя планка, выше которой общий счёт за коммуналку в регионе подняться не может, подчеркнул Пахомов. А уже внутри этого совокупного платежа все тарифы растут по-разному.
«Уже регион принимает решение, на сколько процентов поднимать тариф на воду, на тепло и так далее. При этом власти субъекта устанавливают разные индексы для каждого муниципалитета, условно говоря, для каждой котельной. Ведь у кого-то есть инвестиционная составляющая, а кто-то не вкладывает деньги — тут очень много нюансов», — отметил депутат.
Цены растут как всегда
В 2019 году, в связи с повышением НДС, тарифы повышали в два этапа (дабы это не было сильно накладно для граждан). Если же сравнивать общий порог 2019 года с планируемым ростом тарифов на 2020-й, то в большинстве регионов цены на коммуналку должны подрасти примерно в тех же пропорциях.
Самые стабильные в этом плане — Архангельская и Новосибирская области: в 2019 году тарифы в них поднялись на 4% и 4,9% соответственно, и ровно столько же они прибавят в 2020 году.
На Алтае и Чукотке, в Хакасии и Югре, Приморском и Красноярском краях, а также Волгоградской, Магаданской, Ленинградской, Саратовской, Тюменской, Ярославской и многих других областях прибавка к ценам на ЖХК в 2020 году отличается от показателей текущего года на 0,1-0,3% — в плюс или минус.
Какие расходы на коммуналку власти считают доступными населению
Критерий |
Уровень доступности |
|
Доступный |
Недоступный |
|
Доля расходов на ЖКХ в доходе семьи |
7,2-8,6% |
более 8,6% |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума |
от 8 до 12 % |
свыше 12 |
Уровень собираемости платежей за коммунальные услуги, % |
от 85 до 92% |
ниже 85% |
Доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения |
от 10 до 15% |
свыше 15% |
Источник: Методические указания по расчёту предельных индексов (приказ Минрегиона от 23 августа 2010 №378).
Реальная жизнь добавляет оптимизма
Федеральная антимонопольная служба постоянно отслеживает, как регионы соблюдают индексы роста тарифов. Из его статистики, которая ведётся по каждому муниципальному образованию, следует, что на практике повышение цен часто не дорастает до установленных кабмином отметок. Правда, в денежном эквиваленте отличия исчисляются в копейках или нескольких рублях. Но всё же.
Так, во втором квартале 2019 года для всех регионов индекс составлял 1,7%. Но в Батайске реально цены подросли на 1,66%, в Воронеже — на 1,65%, в Грозном — на 1,61%, в Кирово-Чепецке — на 1,59%, в Апатитах — на 1,48%, в Вологде — на 1,43% и так далее. Среди «рекордсменов» Саранск, где реально цены поднялись только на 0,69%, а также Петропавловск-Камчатский — 0,99%.
Рост тарифов «бьёт» не сильно
По словам зампреда Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, в настоящее время коммуналка «съедает» намного меньше доходов россиян, чем ещё пять лет назад.
«Мне сложно судить, как сильно ударят по карманам граждан тарифы после очередного повышения. Всё зависит от роста зарплат, от доходности. Но последние годы, с тех пор как стали регулировать тарифы, тенденция оптимистичная», — сказал он «Парламентской газете».
Депутат напомнил, что в России предусмотрены субсидии для семей, у которых расходы на коммунальные услуги превышают определённый процент — он разный в регионах. Максимальный — 22 процента, минимальный — 5 процентов, а в среднем по стране в этом году — 19-20 процентов.
«Так вот, количество таких семей, которые получают субсидии, потому что тратят на коммуналку эту часть доходов, на протяжении последних трёх-пяти лет уменьшается», — рассказал парламентарий.
Сколько российских семей получает субсидии на ЖКХ
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Количество семей (млн.) |
4,27 |
3,76 |
3,74 |
3,76 |
3,55 |
3,39 |
3,35 |
3,34 |
3,19 |
3,04 |
Источник: Росстат
У регионов отобрали основания
До 2014 года местные власти сами устанавливали индексы изменения платы за ЖКХ. Некоторые субъекты манипулировали тарифами, так что в итоге расходы на коммуналку у россиян каждый год прибавляли по 10-15 процентов, напомнил Павел Качкаев.
Чтобы прикрыть лазейки, Правительство и начало устанавливать предельные индексы для всех регионов. Благодаря этому, отметил он, тарифы стали экономически обоснованными, снизились и темпы их роста.
В июне регулирование стало ещё тщательней. Во-первых, теперь власти областей, республик и краёв должны согласовывать с ФАС любое отклонение от предельных индексов. Одновременно Белый дом сократил список оснований для этого. Потому что «далеко не все эти основания справедливы», пояснял тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. «Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заключил он.
Например, до июня 2019 года регионы могли превысить индекс роста тарифов в тех округах, где действовала программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, либо инвестпрограмма, направленная на установление экономически обоснованных ресурсов. Теперь такого основания нет. Вместо него тарифы могут вырасти больше положенного в тех муниципалитетах, где сами ресурсоснабжающие организации (РСО) занимаются улучшением инфраструктуры ради бесперебойных поставок электроэнергии, воды, тепла и газа местным жителям.
Не служит сегодня основанием для превышения индексов и необходимость довести уровень оплаты коммунальных услуг до 100 процентов, либо выровнять тарифы по всему региону для РСО.
А вот аргументов от регионов стали требовать больше. Например, их обязали дополнительно указывать количество жителей области или края, которых затронет излишнее повышение тарифов, подкреплять своё решение анализом социально-экономических последствий. Ещё они обязаны показать связь между необходимостью повысить тариф на конкретные коммунальные услуги и теми основаниями, которыми они объясняют отклонение от индекса.