Все о пенсиях в России

00:00Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

два дня назадПарламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Как изменятся поездки в такси с 1 сентября

Машину можно будет легко узнать на улице, а жизнь и здоровье пассажиров застрахуют

Как изменятся  поездки в такси с 1 сентября
  © Тимур Ханов/ПГ

Автомобиль такси должен иметь оранжевый плафон на крыше и шашечный пояс на кузове, а в салоне следует разместить информацию о таксопарке и водителе. Такие требования содержит закон о такси, который вступает в силу 1 сентября. С этой же даты шоферы не смогут работать на машинах с шашечками больше десяти часов в день, а данные о выданных разрешениях будут заносить в специальный реестр, чтобы заказ не получил нелегал. Об этом идет речь в правительственных постановлениях, которые относятся к закону о такси. Что изменится для водителей и пассажиров, узнала «Парламентская газета».

Пассажира застрахуют

Над новым законом о такси работали несколько лет, поскольку существовавшее до этого регулирование не учитывало сложившейся реальности. Например, не было в нормативных актах такого понятия, как служба заказа, соответственно, она не несла никакой ответственности ни перед пассажиром, ни перед водителем.

Теперь служба заказа, она же агрегатор, — полноценный участник процесса. Случись что в поездке, служба будет нести субсидиарную ответственность с перевозчиком, то есть обязана возместить ущерб, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика. Кроме того, агрегатора ждут крупные штрафы, если он передаст заказ водителю, у которого нет разрешения на перевозку пассажиров.

Без разрешения не прокатит

В каждом регионе должны быть созданы три информационных ресурса, следует из постановления кабмина, вступающего в силу одновременно с законом. В реестре перевозчиков укажут сведения об электронном разрешении на перевозку, реестр такси объединит сведения о транспортных средствах и их владельцах, в реестр служб заказа включат среди прочего адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов. Данные в реестрах должны регулярно обновляться: если водителя лишили лицензии, то информация об этом должна появиться в течение суток, говорится в постановлении.

До работы в такси не допустят людей с неснятой или непогашенной судимостью по ряду уголовных статей, тех, кто накопил больше трех неоплаченных штрафов, а также водителей, которые не прошли аттестацию на знание города, где работают. Зато работать в такси легально теперь разрешили самозанятым — раньше такие водители возили пассажиров теневым образом.

Как стать таксистом

Самозанятые водители, индивидуальные предприниматели и компании могут получить разрешения на работу в такси в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт госуслуг. Для этого нужна медсправка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В и водительский стаж от трех лет, договор со службой заказа, который предварительно нужно заключить, а также по новому закону — справка об отсутствии судимости. Срок выдачи разрешения — до пяти дней, госпошлина отсутствует.

Водителям запретили переработки

Кабмин своим постановлением утвердил правила учета рабочего времени водителей. Максимальное время, которое может провести за рулем таксист за сутки, — 12 часов. А при пятидневной рабочей неделе рабочий день не должен превышать восьми часов. Если организовать такой график невозможно, допускается учет времени суммированием часов так, чтобы за месяц их количество не превышало нормы. При этом водитель должен находиться за рулем не больше 10 часов в день. Допускается продление этого срока на два часа для завершения заказа.

В Москве рабочий день водителя легкового такси сейчас в среднем длится 11-12 часов, сообщали ранее в столичном дептрансе. Вступающий в силу документ сделает невозможной для водителей работу по совместительству: закончив смену у одного агрегатора, он уже не сможет открыть приложение другого.

Индуцированная деградация мира

Изменения для пассажиров

Поездки в такси для пассажиров должны стать более безопасными, об этом при рассмотрении закона в парламенте говорили и представители Минтранса, и сенаторы с депутатами. Как минимум, пассажир будет уверен, что на заказ к нему приехал водитель с официальным разрешением, несудимый и прошедший проверку. Уверенности добавит и гарантированная страховка.

Машину такси и во дворе, и на дороге будет легко узнать — автомобиль теперь обязательно должен быть с оранжевым плафоном на крыше, а на кузов следует нанести шашечный пояс, рассказали «Парламентской газете» в Общественном совете по развитию такси. До вступления закона в силу автомобили такси могли и не иметь отличительных признаков.

Региональные власти смогут устанавливать требования к цвету кузова авто. Однако это не значит, что в одночасье все такси в конкретной области должны, например, пожелтеть. «Если требование к цвету кузова ввели, то автомобиль не обязательно может ему соответствовать, — объяснила председатель Совета по такси Ирина Зарипова. — Это касается случаев, когда разрешение на авто было получено по старым правилам. До окончания срока его действия такой автомобиль будет считаться легальным».

Штрафы для агрегаторов и водителей

Если агрегатор передаст заказ водителю, у которого нет официального разрешения возить пассажиров, то его может ждать крупный штраф или даже блокировка. Поправки в КоАП утвердили отдельным федеральным законом.

Что будет с таксистом, у которого есть разрешение, но он к 1 сентября не обзавелся верхним фонарем и шашечным поясом, пока не очень понятно. Теоретически во время рейда ему могут вынести предписание об устранении нарушения закона, а затем, если он его не исполнит, впаять за это административный штраф, который составляет 500 рублей, предположили в Совете по такси. Из этого можно сделать вывод, что не все такси будут выглядеть одинаково с 1 сентября.

Что будет с ценами

Новый закон не повлияет на ценообразование в такси, уверен первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. Подключение к реестрам и работа с ними для всех участников рынка будут бесплатными, отменят и пошлины за выдачу разрешений, напомнил депутат.

С ним согласились представители отраслевых объединений: Общественного совета по развитию такси и Международного Евразийского форума такси. Поездки могут до конца года подорожать в пределах инфляции, предположила Ирина Зарипова, но с законом это не связано.

Читайте также:

• Ярослав Нилов предложил оформлять ОСАГО не на автомобиль, а на водителя