Как изменятся цены на бензин после введения ограничений на нефтяной экспорт
Рассказываем, не придется ли российским автомобилистам экономить на заправке своего транспорта
2 декабря 2022 года страны Евросоюза установили потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. А уже 5 февраля 2023 года в силу должно вступить эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из нашей страны в страны Европы. Чего в таких условиях ждать простым автомобилистам, и повлияют ли колебания мирового нефтяного рынка на внутренние цены на бензин и дизель, выясняла «Парламентская газета».
Как продавали, так и продаем
Во-первых, — и это самое главное — вопреки всем ожиданиям экспорт нефти из России после введения потолка цен не только не сократился, но и, напротив, вырос. Более того, достиг рекордных показателей как минимум по сравнению с периодом апреля — декабря прошлого года. Об этом заявило, в частности, американское финансовое издание Bloomberg. По данным его аналитиков, общий объем экспортируемой сырой нефти из России по морю за первую неделю нового года вырос на 30 процентов, или на 876 тысяч баррелей в сутки, и составил 3,8 миллиона баррелей. При этом основной объем экспорта пришелся на страны Азиатского региона.
«Дело в том, что Европа, которая является основным потребителем экспортируемой нефти и нефтепродуктов, практически сразу же после введения санкций прибегла к помощи контрабандистов, — объяснил в беседе с «Парламентской газетой» мировые тренды член Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев. — Сегодня главным звеном в этой цепочке является Сингапур. Наша нефть, которая туда поступает, «очищается» от признаков российского происхождения, после чего спокойно уходит конечному потребителю».
Введение потолка цен на общей ситуации также почти не сказалось по одной простой причине: для наиболее крупных партнеров, работающих с Россией на условиях особого режима ценообразования, Китая и Индии, она и так торговалась ниже 60 долларов за баррель. Так что никакого «нефтяного переворота» не случилось, и рынок отреагировал на сложившуюся ситуацию в целом спокойно.
«У нас было некоторое падение экспорта в декабре прошлого года, — отметил Рустам Танкаев. — По разным оценкам, оно составило от 22 до 25 процентов. Но мы эту яму благополучно миновали, и сейчас вновь идет уверенное наращивание отгрузок».
Поэтому и на внутреннем топливном рынке никаких серьезных потрясений в ближайшее время ждать не стоит. Так, по словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, бензин в нашей стране за прошлый год и вовсе стал чуть ли не единственным продуктом, которого не коснулась инфляция.
«Трудно сказать, вопреки или благодаря всему происходящему, но топливный рынок у нас оказался в целом профицитным, — подчеркнул эксперт. — Исключение составило только дизельное топливо, вот оно подорожало серьезно, особенно в зимний сезон. Во-первых, зимних сортов дизельного топлива у нас в принципе традиционно не хватает. Во-вторых, благодаря политике налогового регулятора стало экономически невыгодно производить и продавать суррогаты, в частности, топливо, смешанное с керосином. Из-за всего этого цены на дизельное топливо — и закупочные, и розничные — резко поползли вверх, особенно на Дальнем Востоке и в Западной Сибири. Но и эта ситуация постепенно выправляется по мере того, как отступают серьезные морозы».
Читайте также:
• Саудовская Аравия продолжит работу с Россией по нефти • В Минэнерго заявили о продолжении переговоров по поставкам нефти в Пакистан
Узкий горизонт прогнозов
В целом предпосылок для роста цен на бензин эксперты не видят. Но — тут нужно сделать оговорку — на данном этапе, горизонт прогнозирования сейчас по понятным причинам крайне узок.
«Да, причин для роста цен нет, — признает Евгений Аркуша. — Но точно так же нет причин и для падения, даже несмотря на то, что бензин по-прежнему профицитный. Во-первых, промышленная инфляция у нас куда выше потребительской, подорожало и продолжает дорожать импортное оборудование, комплектующие, программное обеспечение. Во-вторых, компании несут издержки из-за увеличения фондов оплаты труда, количество специалистов серьезно сократилось, их нужно дополнительно мотивировать. Кроме того, сейчас никто не может сказать, как изменится ситуация после 5 февраля, когда вступит в силу решение об эмбарго на российскую нефть. В целом, на мой взгляд, еще в течение какого-то времени ситуация будет оставаться стабильной. А вот что будет дальше, мы сможем узнать только по факту».
К слову, по мнению экспертов, проблемы с ценами все же могут возникнуть. Но не по всей России, а точечно — прежде всего, на Дальнем Востоке и в северных регионах. Но это уже связано не с международной обстановкой, а с внутренними сложностями.
«Тот же Дальний Восток по количеству топлива всегда был и остается регионом с дефицитом, — пояснил Рустам Танкаев. — Для понимания: там производится около трех миллионов тонн топлива в год, а потребление составляет порядка шести миллионов. При этом везти туда тот же бензин дорого и сложно, а строить новые перерабатывающие заводы прямо там не позволяет наша система налогообложения, которая является самой жесткой в мире и, по существу, в принципе делает невозможным обоснование строительства новых предприятий. Если эту проблему не решить, то мы получим на Дальнем Востоке и в прилежащих регионах настоящий топливный кризис, который будет в том числе негативно сказываться на работе Северного морского пути и жизни арктических регионов. Но опять же повторюсь — это проблема сугубо наша, внутренняя, административная, и решим мы ее сами. Ни от каких внешних факторов она не зависит».