Как государство защитит покупателей в войне торговых сетей
Покупка «Магнита» банком ВТБ обеспокоила покупателей: к чему готовить кошельки?
Фото: ПГ / Игорь Самохвалов
В пятницу 16 февраля стало известно, что группа ВТБ выкупила 29,1 процента акций у основателя торговой сети «Магнит» Сергея Галицкого. Сумма сделки составила 138 млрд рублей — это ниже рыночной стоимости, отмечают эксперты. Соглашение, подписанное на полях инвестиционного форума в Сочи, вызвало большой ажиотаж на рынке акций, в экспертном сообществе и, конечно, среди потребителей. Стоит ли переживать покупателям из-за смены руководства «Магнита»?
Сделку должна одобрить ФАС
Покупка 29,1 процента акций сделала ВТБ крупнейшим акционером компании «Магнит». Галицкий остался миноритарным акционером, сохранив всего три процента акций. Одновременно он сложил с себя полномочия генерального директора сети и члена совета директоров компании.
Формально пока стороны лишь подписали соглашение. Сама сделка завершится только после согласования с Федеральной антимонопольной службой. Лишь с разрешения регулятора ВТБ сможет произвести оплату и стать реальным владельцем акций Галицкого.
Глава ВТБ Андрей Костин оценивает сделку как одну из крупнейших за последнее время по слияниям и поглощениям. Общаясь с представителями разных СМИ, он рассказал, что банк не намерен владеть акциями «Магнита» «вечно» и в течение двух-пяти лет перепродаст бумаги.
Комментируя падение стоимости акций «Магнита» из-за новостей об уходе Галицкого, в ВТБ выражают уверенность, что это временное явление. Впрочем, снижение наблюдалось и ранее: последний крупный обвал произошёл 26 января 2018 года, из-за чего Сергей Галицкий в один день обеднел примерно на 250 миллионов долларов.
Эксперты предполагают, что в сложившихся условиях новые акционеры крупнейшего российского ретейлера сделают ставку на развитие сети, повышение продаж и, как следствие, повышение её привлекательности для будущей перепродажи стратегическому инвестору.
Лучший, несмотря на провалы
В 2017 году «Магнит» буквально притягивал к себе неудачи. Кроме упомянутого выше крупного падения акций, эксперты заметили, что в течение года выручка компании планомерно падала. Несмотря на это, «Магнит» считается в России одной из самых крупных и дорогостоящих компаний в сфере розничной торговли. Так, российский Forbes удостоил сеть Галицкого вторым местом в рейтинге крупнейших частных компаний в России.
По количеству точек «Магнит» считается самой крупной сетью в России: 15 тысяч магазинов по всей стране. По итогам первого полугодия 2017 года выручка компании оценивалась в 555 миллиардов рублей, хотя чистая прибыль при этом снизилась на 20 процентов.
В 2017 году РБК составил топ-500 крупнейших по выручке компаний России. С выручкой в 1,075 миллиарда долларов в общем зачёте «Магнит» занял седьмое место. При этом чистая прибыль оценивалась в размере 54 миллиардов долларов (минус восемь процентов в 2016 году).
Но среди своих конкурентов торговая сеть Галицкого оказалась самой успешной. На втором месте среди акул розничного бизнеса в топ-500 РБК оказалась компания X5 Retail Group (восьмое место в общем зачёте), которая объединяет сети «Пятёрочка», «Копейка», «Карусель» и пр. Третье место по выручке среди продуктовых ретейлеров — «Ашан» (в общем рейтинге без позиции в связи с методикой расчёта), на четвертом — «Дикси», на пятом — «Лента».
Государство даст бой монополиям и манипуляциям
Глядя на гонку ретейлеров, сразу становится понятно — борьба за покупателей на российском рынке продуктов питания идёт очень активная. При этом зачастую методы, которыми сети завоёвывают сердца и деньги россиян, не всегда честные. В такие моменты на страже интересов покупателей выступает государство.
Главная угроза для любого рынка — монополии и картели, эти антагонисты здоровой конкуренции. Ликвидировать эту угрозу призван Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы, который в конце прошлого года подписал Президент России Владимир Путин. В рамках этого плана Правительство работает над отраслевыми дорожными картами, призванными защитить малый и средний бизнес, а также интересы покупателей.
Один из таких документов — план по переходу отдельных сфер экономики из монопольного состояния в условия рыночной конкуренции, который чиновники должны подготовить до 1 июля 2018 года. В целом государство намерено взять монополии под свой контроль и держать в ежовых рукавицах.
В деле восстановления на российском рынке атмосферы здоровой конкуренции большое внимание уделяется именно продовольственному сектору. По вопросам регулировки цен и защиты прав потребителей предлагается большое количество законодательных инициатив — около десятка таких сейчас находится на рассмотрении Госдумы.
Один из примеров — законопроект по защите региональных производителей от торговых сетей и монополистов, который осенью прошлого года анонсировали депутаты Госдумы по бюджету и налогам. Проблема, на которую обратили внимание законодатели, заключается в искусственном снижении цен торговыми сетями при освоении новых регионов России. Из-за демпинга местные производители разоряются, а покупатели выигрывают лишь в краткосрочной перспективе: после изгнания мелких конкурентов монополисты задирают цены по своему усмотрению. Впрочем, в России уже действует Закон «О защите конкуренции», который также направлен на борьбу с таким мошенничеством крупных сетей, отмечали эксперты.
Борьбу с хитростями на прилавках в феврале этого года начали депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга. Речь шла о том, что многие магазины указывают цены за единицу товара, а не килограмм или литр, из-за чего покупателю сложно подсчитать, какой товар выгоднее приобретать. Петербургский депутат Алексей Цивилёв объяснил ситуацию на примере молочной продукции: одни пакеты продаются в таре ёмкостью 930 мл, другие — 950 мл, 970 мл или 1 литр. Цены тоже у всех разные, поэтому, стоя перед прилавком, сложно понять, где же действительно более дешёвое молоко.
В связи с этим депутат предложил обязать магазины указывать цены не только за единицу товара, но и за литр/килограмм продукта. Свою инициативу Цивилёв направил на оценку в Минпромторг, после чего уже намерен подавать законопроект на рассмотрение петербургского Заксобрания, а затем и Госдумы.
Вообще, обвес и обсчёт парламентарии считают самым распространённым нарушением прав потребителей. Проблема в том, что на фоне общих доходов для торговых сетей штрафы за такие махинации не кажутся чем-то существенным. Поэтому регулярно сенаторы и депутаты предлагают изменения в законодательство, ужесточающие ответственность недобросовестных торговцев: растут штрафы, звучат идеи об уголовном наказании.
Помимо точечной борьбы, Правительство готовит и средство «общего назначения» — Кодекс для защиты прав потребителей. Предложение подготовить документ высказали представители Росаккредитации в ходе заседания временной рабочей группы по совершенствованию законодательства России в сфере защиты прав потребителей 30 января. По их словам, подобный всеобъемлющий документ гарантирует качественную защиту интересов покупателей. Как писала «Парламентская газета», сенаторов заинтересовала эта инициатива, и они пообещали её детально проработать.