Как будут ремонтировать машины по ОСАГО
Растущие цены на запчасти могут вынудить страховщиков предлагать клиентам денежные выплаты вместо восстановления авто
С 19 марта должны вступить в силу новые справочники средней стоимости запчастей и восстановительных работ по ОСАГО. На основании этих данных эксперты и страховщики устанавливают стоимость ремонта автомобиля и определяют, сколько платить пострадавшему в ДТП. По новым правилам справочники обновляются один раз в квартал. Общественное обсуждение актуальной версии завершилось 24 февраля, буквально накануне скачка курса валют, вызвавшего небывалый рост цен на запчасти. По мнению экспертов, большинство аккредитованных автомастерских не смогут выполнить качественный ремонт за ту сумму, что им выделят страховщики, и станут отказываться от работ.
Пять лет натуральному ремонту
В апреле 2017 года Владимир Путин подписал закон о натуральном возмещении в ОСАГО. С тех пор компенсация ущерба по договору страхования автогражданской ответственности производится преимущественно в виде ремонта автомобиля на автосервисах, заключивших договор со страховщиками.
Выплата возмещения живыми деньгами сохранилась, но в исключительных случаях: при полном уничтожении авто, гибели потерпевшего, либо причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, стоимости ремонта свыше 400 тысяч и еще ряда моментов, когда починить машину невозможно в силу объективных причин.
Задумывалась такая реформа с целью избавления от так называемого страхового мошенничества, когда умельцы в судах буквально раздевали страховые компании, требуя выплат по нередко подстроенным ДТП. Действительно, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), количество тяжб с автовладельцами значительно сократилось. Например, по итогам первого полугодия 2021 года количество судебных споров снизилось на 16 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 34,8 тысячи до 29,3 тысячи.
Однако, по словам руководителя Нижегородской общественной организации «Центр помощи автомобилистам» и члена экспертного совета по законодательству о страховании Комитета Госдумы по финансовым рынкам Сергея Кузина, сейчас автостраховщики в большинстве случаев принимают решение в пользу денежных выплат. Особенно это распространено в регионах.
«Страховые компании оставили себе возможность самим решать, когда делать ремонт, а когда выплаты, — пояснил эксперт. — Конечно, поступают они так исходя из экономической целесообразности. Когда из-за нестабильности выросли цены на запчасти, ремонт оказался золотым. И даже если автовладелец захочет получить натуральное возмещение, его все равно будут убеждать взять деньгами и самому решать вопрос восстановления машины».
Аномальные цены
Стоимость запчастей и ремонтных работ страховые компании рассчитывают исходя из данных справочников, разработанных РСА. Напомним, в соответствии с обновленной в прошлом году Единой методикой оценки ущерба, утвержденной Центробанком, справочники теперь должны обновляться не раз в полгода, а раз в квартал и проходить общественные обсуждения.
На сайте РСА сообщается, что обсуждение новых справочников завершилось 24 февраля. При этом открыть размещенный там же отчет о проведении исследования цен на запасные части не получится. Ранее «Российская газета» писала, что справочники, сформированные по новой единой методике, должны быть введены в действие 19 марта 2022 года.
«По иронии судьбы обсуждение тарифов, по которым будут рассчитывать выплаты и стоимость ремонта автомобиля, закончилось 24 февраля, когда и курс доллара вырос, и запчасти подорожали, — рассказал «Парламентской газете» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Это как насмешка над автовладельцами».
Цены в справочниках и так всегда были заниженными, не отвечающими рыночным реалиям, а сейчас страховщики не станут ничего менять, пока ситуация не стабилизируется, полагает заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.
К примеру, по действующим расценкам автостраховщиков парковочный датчик на автомобиль Toyota стоит 1800 рублей. При этом на сайте крупнейшего интернет-магазина цена варьируется от 13 до 18 тысяч рублей. Задний бампер на ту же марку автомобиля по расчетам страховщиков не превышает 4390 рублей. В онлайн-магазине их продают по цене от 57 до 93 тысяч рублей.
Чтобы уложиться в выделенную страховой сумму, сотрудники ремонтных мастерских будут вынуждены использовать детали сомнительного качества и происхождения. При этом владелец машины имеет право требовать, чтобы автосервис при ремонте установил те детали, которые разрешил использовать завод-изготовитель. Это означает, что ни один сервис в нынешних условиях не возьмется ремонтировать импортное авто.
«Думаю, сервисы будут отказываться ремонтировать, а людям будут предлагать денежную выплату. Повлиять на страховщиков никак нельзя», — считает Александр Холодов.
Что происходит с запчастями?
В одном из столичных автосервисов нашему изданию рассказали, что неоригинальные запчасти ведущих автобрендов за последнее время подорожали в среднем на 30-50%. Оригинальные комплектующие подскочили в цене в 2-3 раза.
«Недавно приезжала машина «Киа Рио» на покраску и замену левого зеркала, — рассказывает автомеханик Максим. — Оказалось, что б/у зеркала в Москве сейчас не найти, а оригинал стоит 44 тысячи. И аналогов нет. Особенно с корейскими машинами сейчас напряженка».
По его словам, большинство поставщиков убрали запчасти со складов и ждут, когда цены стабилизируются.
Как рассказал «Парламентской газете» защитник прав автомобилистов, лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, ситуация на рынке запчастей может нормализоваться через месяц.
«Отраслевые эксперты прогнозируют, что через месяц все должно прийти в норму. То есть подорожание будет, но в пределах нового курса доллара. Примерно на 20-30 процентов от январских цен», — пояснил он.
Он также добавил, что страховая компания не имеет права выплачивать на ремонт больше, чем указано в справочниках. Новые расчеты будут действовать квартал, до следующего пересчета. То есть как минимум до лета.
«Сейчас логисты работают над новыми маршрутами поставки, и автомобилистам, попавшим в ДТП, имеет смысл немного подождать с ремонтом, если такая возможность есть», — дал совет Петр Шкуматов.
Если взять деньгами?
Если автовладелец согласится вместо ремонта получить денежную выплату, то это тоже не решит сейчас его проблем. Денежная компенсация рассчитывается по тем же справочникам, кроме того, будет учитываться коэффициент износа деталей.
Износ напрямую зависит от года выпуска и пробега автомобиля (ряда других параметров) и рассчитывается в процентах от стоимости новой детали. Другими словами, при оценке берется стоимость нового агрегата и уменьшается на величину износа, которую автомобиль имел на дату ДТП. Максимальный размер износа по ОСАГО может доходить до 50 процентов от стоимости новой детали.
Читайте также:
• Правила обучения в автошколах изменятся с 1 сентября • Без иномарок не останемся
Как отметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, совершенно очевидно, что от этой истории страховая компания не пострадает, и даже пострадавший в ДТП может добиться справедливости. За счет кого? Да виновника аварии, конечно.
«По действующему законодательству, если ответственность виновного застрахована, но денег не хватает, а их очевидно хватать не будет, то в таком случает доплачивает виновник ДТП, — пояснил эксперт. — Возникает вопрос: зачем тогда вообще страховка нужна? Совет только один — не попадайте в аварии!»
Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заверил «Парламентскую газету», что парламентарии не допустят, чтобы права граждан были нарушены.
«Ремонт должен проводиться качественно и из новых запчастей, если же человек согласился на выплату, сумма должна быть адекватной и покрывать расходы на восстановление автомобиля», — подчеркнул он.
Аксаков добавил, что в случае жалоб граждан депутаты будут добиваться пересмотра расценок в справочниках исходя из современных условий.
Ещё материалы: Владимир Путин, Анатолий Аксаков