Как будет работать закон о рекомендательных алгоритмах
Пользователям интернета хотят дать право знать, какую информацию о них и из каких источников собирают сайты и сервисы
Владельцев цифровых платформ, которые используют рекомендательные алгоритмы, обяжут «играть» с пользователями «в открытую» — сразу и подробно информировать каждого зашедшего на сайт, какие сведения алгоритм будет о нем собирать и как потом будет ими распоряжатся. Соответствующий законопроект профильный комитет Госдумы рекомендовал рассмотреть в первом чтении. «Парламентская газета» рассказывает подробности.
Игра с открытыми картами
Как сообщил на расширенном заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информатизации и связи во вторник, 18 июля, его председатель Александр Хинштейн, законопроект разрабатывается на протяжении вот уже почти трех лет. За это время он не раз корректировался и дополнялся, а текущая версия, которую и планируют вынести на обсуждение, учитывает мнение и позицию абсолютного большинства заинтересованных лиц — от Роскомнадзора до самих IT-компаний.
«Речь идет о так называемых рекомендательных алгоритмах, — пояснил Хинштейн. — Это основанные на искусственном интеллекте встроенные механизмы, которые анализируют поисковые запросы пользователя, историю его покупок, наличие связей в социальных сетях и прочее и на основании полученной картины формируют подборку информации, которая пользователю может быть потенциально интересной».
Чаще всего рекомендательные алгоритмы используют в формировании контента, когда человеку показывают то, чем он ранее интересовался, или же предложений по продажам. Однако, уточнил парламентарий, иногда в нарушение всех норм и правил пользователю таким образом могут навязывать информацию, выгодную третьим лицам, как, например, это было во время последних выборов в США. Появляется опасность манипулирования и распространения заведомо ложных сведений. Чтобы ее устранить, депутаты предложили обязать владельцев сайтов и сервисов доводить до пользователей правила работы рекомендаций: объяснять, что за механизмы используются и как они функционируют, какие данные собирают и из каких источников. А Роскомнадзору — дать возможность проверять, выполняются ли требования закона (в том числе просматривать код сайта, чтобы понять, прописаны ли в нем соответствующие ограничения), а в случае нарушений — блокировать доступ к ресурсу.
Подчиняться будут не все
В целом законопроект поддержали все представители отрасли, однако некоторые — с учетом будущих доработок. Так, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Бэлла Черкесова предложила установить сроки, в течение которых владельцы ресурса, в том случае если они не подчинятся новым требованиям, должны будут устранить нарушения. А начальник управления регулирования связи и информационных технологий Федеральной антимонопольной службы Елена Заева, комментируя законопроект, отметила его важность не только для пользователя, но и для бизнеса, поскольку он позволит создать более конкурентную и честную бизнес-среду.
Однако нерешенным остался один вопрос: как быть с западными IT-компаниями, которые и до СВО и санкций зачастую не особо-то и шли на контакт с российскими властями, а теперь и вовсе демонстративно отказываются это делать? Тот же видеохостинг YouTube, например, систематически игнорирует требования Роскомнадзора удалить из выдачи противоправный контент — сейчас, по подсчетам экспертов, там в свободном доступе находится не менее 13 тысяч роликов, так или иначе нарушающих российское законодательство. И ожидать, что иностранный гигант согласится на выполнение новых требований, было бы по меньшей мере опрометчиво.
По словам автора законопроекта, заместителя председателя IT-комитета Госдумы Антона Горелкина, иностранные сервисы обязательно будут соблюдать новые правила, но позже.
«До СВО практически все иностранные компании были готовы у нас «приземлиться», открыть свои представительства и филиалы и начать цивилизованно работать, — напомнил парламентарий. — Сейчас, понятно, об этом речи уже не идет. Но я уверен, что с окончанием конфликта они вернутся и снова захотят у нас работать официально и с соблюдением нашего законодательства».
Горелкин отметил также, что именно с оглядкой на западные компании из законопроекта убрали требование о «кнопке» — специальном механизме, который давал бы право отключать и блокировать ресурсы, нарушающие новые правила. Это, по словам парламентария, создало бы изначально нечестные условия: чрезмерно жесткое наказание для одних и фактически никакого — для других.
В целом участники обсуждения сошлись на том, что возможности принудить иностранные компании исполнять российские законы сейчас не существует. И единственный выход — создавать, развивать и популяризировать собственные сервисы, чтобы обеспечить отток аудитории с западных ресурсов. Правда, сколько на это потребуется времени, неизвестно. Этот вопрос пообещали подробно обсудить в Госдуме в рамках осенней сессии.
Читайте также:
• Антон Немкин рассказал, почему пора забывать про iPhone
А можно ли отказаться?
Законопроект не предусматривает для пользователя возможности отказаться от участия в системе рекомендательных алгоритмов в принципе и при этом продолжить пользоваться выбранным сайтом. По словам участников обсуждения, люди сами же на это не пойдут: иначе те же маркетплейсы превратятся в допотопные доски объявлений, где просто невозможно будет найти нужный товар.
Ещё материалы: Александр Хинштейн, Антон Горелкин