К страхованию пассажиров такси хотят подключить агрегаторы
Проект соответствующего закона прорабатывают в Госдуме
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) предложили сделать коллективным, разделив его бремя между собственно перевозчиком, то есть компанией или индивидуальным предпринимателем, который оказывает услуги, и службой заказа такси. Это, как считают эксперты, позволит обеспечить стопроцентное страховое покрытие перевозок в такси и выведет из тени водителей-нелегалов. В Госдуме прорабатывают соответствующий законопроект. Пока же необходимые полисы получили лишь меньше половины всех водителей, которые ежедневно возят людей. «Парламентская газета» узнала подробности.
Безответственных все еще много
С 1 сентября 2024 года все перевозчики пассажиров и грузов легковым такси должны страховать собственную ответственность. Это нужно, чтобы в случае ДТП пассажир смог рассчитывать на компенсацию за вред здоровью — до двух миллионов рублей. Ранее выплата по ОСАГО составляла вчетверо меньше, а такси долгое время оставалось единственным транспортом, где ответственность водителя не страховалась.
С 1 ноября агрегаторы не могут передавать заказы водителям, на автомобили которых не оформлен полис ОСГОП. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), к настоящему моменту заключено 257 тысяч договоров, тогда как только по официальным данным в реестре легковых такси содержится 670,5 тысячи записей, то есть на такое количество автомобилей перевозчики имеют право получить разрешения. Оценочно число действующих разрешений может достигать 380 тысяч единиц, сообщили «Парламентской газете» в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.
Есть и другие оценки: ежедневно людей могут возить от миллиона до двух миллионов машин, большей части которых нет в официальных реестрах. Об этом первый зампред Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев сказал на круглом столе 10 декабря. «В социальных сетях и мессенджерах действуют тысячи чатов, где принимаются заказы на перевозки, — сообщил он. — Кто и как их выполняет, мы не знаем, но совершенно точно, что пассажиры там никак не защищены. Поэтому наша цель — сделать так, чтобы абсолютно все водители застраховали свою ответственность и вышли из тени».
Страхуют — все
На рассмотрении Госдумы находится законопроект, предполагающий возможность оформления полиса ОСГОП на короткий срок, вплоть до одного дня. По мнению разработчиков, депутатов Анатолия Аксакова и Николая Цеда, это повысит популярность страховки, поскольку многие таксисты не ездят круглый год, а некоторые и вовсе выходят на подработку в выходные.
Ранее в закон ввели возможность оформлять короткие полисы ОСАГО, поэтому и с принятием аналогичной нормы относительно ОСГОП проблем возникнуть не должно. Но возникнут чисто технические трудности: прохождение документов на выдачу разрешения для работы в такси занимает несколько дней, поэтому если, например, таксист оформит ОСГОП на неделю, то часть этого срока может «съесть» ожидание лицензии. Дмитрий Гусев попросил РСА совместно с заинтересованными государственными ведомствами ускорить процесс выдачи разрешений на работу в такси с использованием цифровых сервисов.
Изучить опыт крупных агрегаторов по организации внутреннего коллективного страхования ответственности, в частности, по работе фонда, страхующего грузовые перевозки, предложил председатель Союза пользователей «Цифровой мир» Валерий Корнеев. С помощью цифровых платформ агрегаторов возможно рассчитать стоимость страхования буквально каждой поездки, учитывая все индивидуальные факторы: от стажа, аварийности водителя до времени нахождения на линии, объяснил эксперт.
«Важно понимать, что при этом стоимость страховки будет справедливо разложена на тех людей, которые действительно оказывают услуги», — заключил Корнеев.
Больше водителей — ниже цены
Страховые компании сейчас охватывают от 15 до 30 процентов автомобилей, которые работают в такси, прозвучало на круглом столе. Автоматическая оплата страхования при подключении к системе агрегатора сможет обеспечить полноценный охват и гарантию покрытия всех рисков для пассажиров и водителей, считают эксперты. Участники сошлись во мнении, что необходимо увеличить ответственность агрегаторов за безопасность всех участников легковых перевозок.
«Страхование начинает работать только при покрытии 70-80 процентов участников рынка, — сказал Валерий Корнеев. — Если смотреть на итоги кампании по коммерческому ОСАГО для таксистов, там цифры примерно в два раза выше, чем по ОСГОП. И это может грозить провалом страхования».
В Госдуме рассмотрят опыт перевозчиков и возможность внесения межфракционного законопроекта о привлечении агрегаторов к страхованию легковых перевозок, сообщил Дмитрий Гусев.
«Цены на такси должны перестать расти как на дрожжах, а в идеале — стать ниже, — заключил он. — Для этого у водителей должна быть возможность оформить страховку ОСГОП на один день, а не только на год. А агрегаторы должны иметь возможность сами страховать пассажиров. Сделаем это — и миллион водителей вернутся в отрасль. А чем больше таксистов, тем ниже цены на поездки».
Читайте также:
Ещё материалы: Дмитрий Гусев, Анатолий Аксаков, Николай Цед