К 2024 году ВВП может расти по 7%
Эксперты обсудили, какой будет Россия через шесть лет
Правительству России нужно восемь триллионов рублей. Эта сумма требуется, чтобы достичь двух главных целей: обеспечить достойный уровень жизни граждан России и выйти на среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта, превышающие среднемировой показатель в 3-3,5 процента.
Догмы против реформ
Сможет ли нынешний кабмин выполнить эту задачу? И как наиболее эффективно вложить восемь триллионов рублей, которые ценой немалых усилий должно собрать государство для экономического рывка? Об этом размышляли в пресс-центре «Парламентской газеты».
Известный экономист, член Изборского клуба Михаил Хазин достаточно сдержанно оценивает способность нынешнего социально-экономического блока Правительства осуществить кардинальные перемены. Главная проблема, по мнению экономиста, в том, что в экономике господствуют либеральные догмы, которые на протяжении последних тридцати лет не принесли сколько-нибудь значимого положительного результата.
Базовые идеи либералов противоречат целям, сформулированным в майском указе президента, считает Хазин. Главный приоритет сегодня у либеральных теоретиков — сбалансированный бюджет, люди же сами должны заботиться о своём благосостоянии, «невидимая рука рынка» гармонизирует, по монетаристским понятиям, социальную ситуацию. Нигде в мире нет свидетельств того, что подобные теории оправдывались, в любой образцово-классической рыночной стране государство является важнейшим регулятором и движителем достойной и комфортной жизни своих сограждан, предотвращая развитие общества в сторону социал-дарвинизма. Не стоит и России игнорировать этот опыт, выбирая совершенно экзотические пути развития.
Пока непонятно, какие конкретно рычаги и объекты предпочтёт Правительство, чтобы ускоренно развивать экономику, рост которой, по расчётам Михаила Хазина, начиная с 2014 года имеет знак минус. Эту тенденцию возможно преодолеть только системной работой и комплексным планированием, примеры которого в новейшей истории России найти затруднительно.
Восемь триллионов рублей — вполне достаточная сумма, чтобы запустить процесс преобразований. Причём направления инвестиций вполне очевидны, говорит эксперт. Россия импортирует ежегодно товаров и продукции на 300-400 миллиардов долларов. Между тем этот объём практически полностью можно закрыть внутренним производством, привлекая в его развитие и бюджетные, и зарубежные инвестиции. При их прибыльности в 10 процентов — а это минимальный уровень, учитывая гарантированный внутренний спрос, — желающих вложиться в такие выгодные предприятия найдётся масса, невзирая на любые санкции. Но для этого необходимо сделать первый и важнейший шаг — сформировать властную структуру, отвечающую за стратегическое развитие страны и формирующую приоритеты развития. Такого института развития пока нет, а без детальной комплексной программы с упованиями исключительно на регулирующую роль стихийного рынка громадная российская экономика развиваться не может.
Догоним Индию, обгоним Китай
Владимир Сысоев, первый зампред Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, в основном соглашаясь с мыслями, высказанными Михаилом Хазиным, выделяет другую проблему: неэффективность системы государственного управления в целом и отдельных чиновников в частности. Чиновники обязаны в силу статуса обратиться лицом к народу, знать его нужды и конкретные запросы, считает депутат, иначе все благие порывы повиснут в воздухе.
Исходя из потребностей и специализации малых и средних предпринимателей необходимо формировать инвестиционные программы, тщательно проанализировав причины того, почему были сорваны цели, обозначенные в майских указах президента 2012 года. Главным приоритетом, по мнению Сысоева, должно стать развитие высокотехнологичных наукоемких производств, которые будут стимулировать развитие смежных отраслей по всей производственной цепочке. При этом особо следует выделять два направления — рост численности населения и наращивание внутреннего потребительского спроса, который будет стимулировать развитие отечественной промышленности.
Что можно ждать к 2024 году, если экстраполировать на будущую пятилетку опыт управления экономикой с 2012 года? На этот вопрос эксперты отвечают оптимистично. Михаил Хазин считает, что Россия с высокой долей вероятности увеличит свою территорию и народонаселение, подобно тому, как это случилось в 2014 году. А при умелом целеполагании в экономике и использованием очень многих резервов вполне реально достичь в первые три года небольшого в два-три процента роста ВВП, который, однако, станет основой для того, чтобы к 2024 году была преодолена планка в семь процентов, а при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре — и в 10 процентов увеличения валового внутреннего продукта. Заметим, что схожие темпы роста сегодня демонстрирует Индия, которая пару лет назад начала вводить элементы системного планирования в экономике, избавившись от примитивных рыночных иллюзий.
Не сомневается в оптимистичных перспективах и Владимир Сысоев: необходимые финансовые и сырьевые ресурсы в стране есть, необходимо наводить элементарный порядок, который даст эффект и в действующей системе управления. Прежде всего следует усилить парламентский контроль, считает депутат, введя ответственность за нарушения государственной дисциплины. Вместе с переходом к принципам стратегического планирования, что предусмотрено законом, это даст необходимый запас прочности, чтобы использовать для экономического рывка совершенно уникальную политическую ситуацию единства и доверия к институту высшей власти, которая сложилась в России.