IT-шников, дизайнеров и ремесленников пообещали обучать и освободить от налогов
Минкультуры разработало план выполнения Концепции развития креативных индустрий в России до 2024 года
Креативные индустрии — особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, созданных в результате интеллектуальной деятельности. В разных странах списки таких индустрий разнятся, но, как правило, к ним относят IT, дизайн, искусство, ремесла. В последнее время это один из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики и торговли. ООН даже объявила 2021 год Международным годом креативной экономики.
Креатив по-русски
Впервые определение творческих или креативных индустрий появилось в Великобритании в 1997 году. А годом позже англичане составили список из 13 секторов экономики, которые могли попасть под это определение. Туда в том числе вошли реклама, архитектура, дизайн.
Списки креативных индустрий в разных странах отличаются и зависят от национальных особенностей. Так, в Таиланде к ним относятся, например, национальная кухня и медицина, писали «Ведомости».
Перечень приоритетных креативных индустрий в России, согласно планам Минкультуры, утвердят в четвертом квартале 2022 года. По мнению экспертов, в него могут войти 16 направлений.
«К такому выводу пришли работники Института статистических исследований и экономики знаний, — рассказала «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. — Например, в этот список входят народные промыслы, реклама, архитектура».
Она отметила, что большой потенциал у России есть именно в народных промыслах. Сенатор напомнила, что в нашей стране проживают более 190 народов со своими традициями и неповторимыми элементами креативной индустрии.
Читайте также:
• В России появится День народных художественных промыслов
«Уверена, что такое разнообразие талантливых народов серьезно выделяет нашу страну на фоне других», — сказала сенатор.
Самые творческие страны… пока
Официальное понятие креативной индустрии в России впервые появилось в «Основах государственной культурной политики», принятой в 2014 году, то есть на 17 лет позже, чем в Великобритании. И если в Англии уже в 2013 году в креативной экономике было занято 28 процентов работающих, то Россия собирается достичь показателя в 15 процентов только в 2030 году. Сейчас это 4,6 процента, следует из документа, подготовленного Минкультуры. А доля креативных индустрий в экономике России сейчас составляет всего 2,2 процента.
В то же время во многих странах креативная индустрия достигает 10 и более процентов внутреннего валового продукта, отмечали ранее в Высшей школе экономики, где в 2019 году подготовили отчет «Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития».
Еще хуже обстояли дела с российским вкладом во всемирную креативную индустрию. Так, доля нашей страны в творческом экспорте на протяжении последних 15 лет не доходила даже до полпроцента, следует из исследования ВШЭ.
«При этом в 2019 году экспорт продукции креативной индустрии стал одной из крупных статей внешней торговли для таких стран, как Великобритания — 4,87 процента, Индия — 5,46 процента, Германия — 6,06 процента, США — 7,99 процента, но больше всего выделяется Китай — 31,9 процента», — привела пример Скаковская.
Школьников научат, чиновников подтянут
Чтобы изменить ситуацию, в России приняли Концепцию развития креативных индустрий. Теперь вдогонку к ней Минкультуры разработало план, как ее выполнять.
Для начала в стране предполагается создать нормативную и правовую базу креативной индустрии. Так, до конца 2022 года утвердят план приоритетных креативных индустрий, а к 2024 году понятие «институт творческих (креативных) индустрий» закрепят в законодательстве.
Кроме того, план предписывает, как учить новых востребованных экономикой специалистов. Например, уже с 2023 года в школах введут программы «Творческое предпринимательство», но пока как дополнительные занятия. В том же году планируют начать разработку образовательных программ высшего образования для развития креативной экономики. А с 2024 года собираются обновить ФГОСы среднего общего и среднего профессионального образования, включив в них направления подготовки в сфере креативных индустрий.
Учить будут не только школьников и студентов. Повышение квалификации предусмотрено и для «государственных и муниципальных служащих, региональных команд и субъектов предпринимательства в сфере креативного предпринимательства и интеллектуальной собственности».
Интеллектуалов поддержат льготами и конкурсами
Кроме того, креативному бизнесу хотят дать льготы на аренду государственной муниципальной собственности и по налогу на имущество. Также планируется освободить таких предпринимателей от взносов с авторских и смежных патентных прав и от НДС с продаж всех видов прав на все виды интеллектуальной собственности для создания российских продуктов.
А чтобы защитить права интеллектуалов на их изобретения, власти намерены усилить борьбу с пиратством в сфере креативной индустрии. Для этого, например, намерены ужесточить ответственность за незаконную запись концертных и театральных мероприятий и распространение таких видео и аудио.
Ещё материалы: Людмила Скаковская