Инвалидов хотят защитить от мошенников с помощью «второй руки»
Маломобильным клиентам могут разрешить назначать помощников
Помощник, он же «вторая рука», будет получать уведомления об операциях, которые собирается совершить клиент, подтверждать или отклонять их в течение как минимум двенадцати часов. Об этом говорится в рекомендациях для кредитных организаций, которые Центробанк опубликовал на своём сайте 11 августа. «Парламентская газета» с помощью экспертов разбиралась с видами мошенничества и способами им противостоять.
Одна голова хорошо, но…
В число операций, о которых будет знать «вторая рука», войдут не только денежные переводы, но и оформление кредитов и карт, закрытие вкладов или счетов, обмен валюты и инвестиции.
«Если помощник заметит какую-то необычную активность, то сможет уточнить у сопровождаемого, что происходит, и при выявлении мошенничества отговорить от совершения операции», — говорится в сообщении на сайте ЦБ. Подключить сервис может только сам клиент, а при получении запроса на отключение такой услуги банкам рекомендовали проверять просьбу на предмет потенциального мошенничества.
Отмечено, что уведомлять «вторую руку» об оплате коммунальных услуг, алиментов, налогов и пошлин не будут. Также банкам не рекомендовано раскрывать помощникам информацию об объёме средств на счетах сопровождаемых и поступлении денег. Регулятор посоветовал отказаться от автоматического подключения дистанционных сервисов маломобильным людям и инвалидам — кредитные организации должны будут уточнить у таких клиентов, действительно ли им нужны подобные каналы для совершения операций.
Клиенту же посоветовали сформировать закрытый список тех, кому можно переводить средства онлайн, установить предельную сумму перевода, ограничить ряд операций и запретить отображать информацию по счетам.
Шагом в правильном направлении назвал инициативу Центробанка глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков. Но полностью от рисков, по его мнению, нововведение не защитит. «В качестве помощников будут выступать скорее всего близкие родственники, в первую очередь дети этих клиентов, которые, возможно, сами недостаточно искушены в финансовых вопросах», — сказал «Парламентской газете» Аксаков.
Схемы новые, фигуранты те же
Потери россиян от действий кибермошенников в первом квартале 2021 года составили почти 2,9 миллиарда рублей — эта цифра в 1,6 раза превышает показатель аналогичного периода 2020 года, сообщили в ЦБ. По данным регулятора, количество мошеннических операций за три месяца превысило 237 тысяч. Чаще всего россиянам звонят из «правоохранительных органов» или «органов власти» — их доля составила 56,2 процента, отметили в Центробанке.
Эксперт по информационной безопасности Александр Власов рассказал «Парламентской газете», что сегодня мошенники часто используют комбинированные способы обмана, в которых могут задействовать сразу несколько сторон, например «банк» и «правоохранители».
Например, лжеполицейский по телефону сообщает, что в банк обратился гражданин с якобы нотариально заверенной доверенностью на получение кредита от лица клиента, которому он звонит. Чтобы «обезопасить» счёт, нужно назвать его реквизиты сотруднику кредитной организации. Или «служба безопасности банка» сообщает о необычном переводе, которым заинтересовались правоохранители, и теперь этот перевод нужно отменить, сообщив данные карты. Подобные способы особенно хорошо работают с пожилыми людьми — они доверчивее и редко знают банковские правила, отметил Власов. А речь может идти о миллионных потерях, поскольку уходят не только деньги со счёта, но и на жертву могут оформить новые кредиты.
«Ничто не ново: фигуранты одни и те же, да и схемы меняются незначительно, — прокомментировал эксперт. — Но люди продолжают верить, потому что мошенники используют подменные номера, говорят серьёзным голосом, называют персональные данные граждан».
В Госдуме готовят поправки к закону о связи, запрещающие звонки из-за рубежа под видом российских номеров. Об этом в пресс-центре «Парламентской газете» рассказал председатель думского Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Александр Хинштейн. По его словам, большая часть звонков по подменным номерам поступает из-за границы. Цифры в них совпадают с номерами госорганов или банков.
Вся информация о вас — на рынке
Часто мошенники немало знают о своей потенциальной жертве и, сообщая ей эти факты, заставляют больше себе доверять. Например, напоминают об имеющихся кредитах, об обращениях в разное время к врачам, о тех или иных покупках. Второе слабое место человека, куда бьют преступники, — желание получить что-либо бесплатно.
«В Интернете продаются не только базы сотовых операторов и госорганов, но и компаний поменьше. Получив информацию, преступники используют её в своих целях», — объяснил Александр Власов.
Читайте также:
• СМИ: мошенники начали выдавать микрозаймы без ведома граждан • ЦБ: россияне стали меньше жаловаться на банки и больше — на мошенников
Как вариант, звонят от имени соцстраха или медцентра, предлагая льготную путёвку в санаторий или обследование на современном оборудовании, причём строго по показаниям пациента. Путёвка почти бесплатная, а за крутое обследование нужно заплатить всего ничего — а люди лишаются денег.
Здесь мошенничество связано с банковскими операциями лишь отчасти, но всегда нужно помнить, что личные данные сегодня могут оказаться совсем не личными.
«Лучше не доверять сказанным по телефону словам, тем более если за ними следуют финансовые предложения. Денежные вопросы лучше решать лично или через доверенных людей», — добавил эксперт по информационной безопасности. И уж точно никогда не нужно переходить по ссылкам, присланным в мессенджерах или по смс.
Ещё материалы: Александр Хинштейн, Анатолий Аксаков