Интернет-бизнес уже живёт в будущем
Большие данные, нейросети и искусственный интеллект изменят мир до неузнаваемости
Руководитель и основатель новостного агрегатора СМИ2, глава холдинга E-generator Юрий Белоусов поделился с «Парламентской газетой» секретами бизнеса и дальнейшими перспективами развития Рунета в условиях обострившейся внешней политической и экономической конъюнктуры.
- Юрий Игоревич, недавно вы стали генеральным директором СМИ2, какие задачи в приоритете?
- Как и прежде — в эффективном развитии СМИ2 как новостного агрегатора и обменной сети и, соответственно, в увеличении доходности бизнеса. Мы намерены сосредоточиться на улучшении технологической линейки компании и внедрении новых сервисов для медиа. В частности, на работе с большими данными и персонализированными рекомендациями партнёрского контента на основе данных пользователей, развитием видеоформатов и предложений для мобильного трафика.
- Но ваши компетенции простираются дальше СМИ2. Вы возглавляете и E-generator, в который помимо новостного агрегатора входят социальная сеть «МирТесен» и платформа influencer-маркетинга LabelUp. В каком направлении будет двигаться холдинг?
- СМИ2 и «МирТесен» продолжат развиваться как самостоятельные проекты, используя возможности для синергии. Как и прежде, E-generator ведёт поиск стартапов. Мы готовы инвестировать в проекты ранней стадии в профильной для нас области. Перспективными нам кажутся направления, связанные с нейросетями, темами искусственного интеллекта. Эти технологии уже позволяют не только обрабатывать и анализировать информацию, давая рекомендации пользователям, но и предугадывать желания пользователей, прогнозировать их поведение.
- Каким образом происходит отбор проектов? Как вы определяете, окажется успешным стартап или провалится?
- Прежде всего необходимо точно понимать, чем живёт рынок, что востребовано сейчас и что окажется в тренде через год. Поэтому я, как и десять лет назад, ежедневно посвящаю часть рабочего времени мониторингу и анализу Интернета, медиасферы и в целом IT-индустрии. Плюс опыт помогает держать руку на пульсе и принимать правильные решения.
- Сколько, по-вашему, требуется вложений в проект на начальной стадии?
- Кто-то создаёт проекты на чистом энтузиазме, кто-то вкладывает свои деньги, а кто-то ищет инвестора. Универсального решения не существует. Всё зависит от сложности создаваемого продукта и ресурсов, которыми обладает стартапер. Наша компания, например, более года назад инвестировала 20 миллионов рублей в уже запущенный проект, связанный с продвижением брендов лидерами общественного мнения на различных интернет-платформах. Сейчас он хорошо развивается и является передовым в своей области.
- С каким проектом талантливый выпускник вуза может прийти в СМИ2 или Е-генератор и получить инвестиции?
- В идеале — с уникальным. Не обязательно изобретать велосипед, важна свежесть взгляда. Иногда новое — это действительно хорошо забытое старое. То, что не выстрелило десять лет назад, может быть актуально сегодня, потому что в то время рынок был просто не готов к такому продукту.
- Некоторые считают, что не важно, где проживает стартапер, и, сидя в Гоа, легко можно управлять интернет-проектом в любой стране мира, вы согласны с этим?
- Распространённое заблуждение. Для того чтобы запустить и успешно управлять интернет-проектом, нужно понимать особенности рынка той страны, на которую он рассчитан. Бывают исключения из правил, связанные со спецификой проектов, но обычно рано или поздно предприниматели приходят к пониманию, что для успешного развития компании необходимо открывать офис и возвращаться из Гоа в Москву.
- К российским интернет-стартаперам за рубежом относятся с симпатией?
- Я не заметил какого-то особого к себе отношения как к предпринимателю за пределами России. Но так как мой бизнес связан с медиа, то столкнулся с настороженностью, например, со стороны американских СМИ. Нашу компанию почему-то воспринимали как агентов влияния Кремля, что сильно затрудняло работу и коммуникацию. Если говорить про специфику медийного рынка США, то западные СМИ не только делятся на либеральные и консервативные, но и имеют градацию либеральности и консерватизма. Некоторые издания, считающие себя консервативными, на деле являются либеральными. С точки зрения других консервативных СМИ. С либеральными медиа та же ситуация. Лавировать между ними очень сложно. В России, например, такого нет.
- Каким вы видите мир через десять лет?
- Мир быстро меняется, он меняется с ускорением. То, что вчера было невозможно реализовать из-за отсутствия больших ресурсов и денег, сегодня может уже быть открытым решением. Большие данные, нейросети открывают огромные возможности не только в рекламной сфере, но и в медицине и многих других отраслях экономики. Микробиология в будущем превратится в некое подобие программирования, когда будет возможно создавать и менять части ДНК. Робототехника, космос, искусственный интеллект. В общем-то мы уже живём в будущем, которое рисовали нам фантасты, а через ещё несколько десятков лет я даже не уверен, что люди останутся теми, кого мы привыкли называть людьми.