Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Иди и смотри: русские сказки и серый импорт

Как санкции изменили российский кинопрокат

00:00  Автор: Марина Киселева

Иди и смотри: русские сказки и серый импорт
  © Nuzza1/Dreamstime.com/ HiRes.ru

Российские зрители все чаще выбирают отечественное кино, голосуя за него рублем. В топ-20 нашего проката по кассовым сборам в 2024 году входят 12 российских картин. Их аудитория превысила 51 миллион человек, а сборы, по статистике Бюллетеня кинопрокатчика, составили больше 18 миллиардов рублей. При этом голливудских блокбастеров на большом экране отечественным киноманам по-прежнему сильно не хватает, признают эксперты отрасли. Как и российским кинотеатрам.

Заработок на предсеансах

Из-за ухода голливудских студий из России в 2022 году многие эксперты прогнозировали полный крах прокатной индустрии: снимают у нас якобы мало и плохо, так что российское кино в одиночку прокат не вывезет. Не зря в десятке самых кассовых картин 2021 года значились лишь два отечественных фильма, а, например, в 2019-м — один.

Поначалу прогнозы сбывались: кинозалы пачками закрывались. Но потом случилось невероятное: по данным research.nevafilm.ru, в середине 2022 года в России было 2022 кинотеатра с 4996 кинозалами, а к началу 2024 года — уже 2294 кинотеатра с 5868 кинозалами. А значит, зрителей оказалось достаточно для работы.

Если за 2021 год, по данным «Кинопоиска», аудитория отечественных кинотеатров составила 154,8 миллиона человек, то в 2022-м был зафиксирован явный провал — 76,3 миллиона. Однако в 2023 году наступил перелом: в кино сходили уже 86 миллионов зрителей. И большинство — на российские премьеры.

За восемь месяцев этого года сразу восемь российских картин собрали по миллиарду рублей и больше. При этом самые кассовые отечественные релизы привлекли в кинотеатры 51,2 миллиона зрителей, что в три с лишним раза выше аудитории всех самых успешных зарубежных премьер этого года.

Но можно ли заявить, что импортозамещение состоялось? И да, и нет.

Есть такое явление, как теневой прокат, когда в нагрузку к отечественным короткометражкам, на которые официально и продают билеты, показывают голливудские блокбастеры. Такой финт называют еще предсеансовым обслуживанием.

Например, по данным Бюллетеня кинопрокатчика, на момент подготовки этого материала не имеющий дистрибьютора в России «Веном: Последний танец» с 24 октября собрал 810 миллионов рублей, а «Гладиатор-2», стартовавший 14 ноября, — 81 миллион. Кассу фильмов, которых вроде бы нет, но на самом деле они есть, определяют сборами от короткометражных и документальных фильмов, которые демонстрируют с упомянутым предсеансовым обслуживанием.

Впрочем, теневые американские блокбастеры показывают далеко не везде. Если российское «Огниво» можно посмотреть более чем в двух тысячах кинозалов, то стартовавший одновременно с ним «Веном: Последний танец» — лишь в 319.

«Если смотреть на официальный топ-15 фильмов по посещаемости в 2024 году, то в этом списке только две зарубежные картины, из чего можно было бы сделать выводы, что российский зритель отдает предпочтение отечественному кинопроизводителю. Но не все так просто», — рассказала член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Елена Хажинская.

По ее словам, большинство фильмов, которые собирают максимальное количество зрителей, — это ленты, которые выходят во время длинных праздничных выходных и имеют огромные маркетинговые бюджеты, которых совсем нет у зарубежных фильмов после ухода голливудских мейджоров с российского кинорынка.

«За плечами российских фильмов зачастую стоят каналы, медиахолдинги, которые с максимальным охватом рассказывают зрителям о своих детищах», — пояснила Хажинская.

Кадр из фильма «Холоп-2». © Централ Партнершип

«Манюня» против «Гладиатора»

Хорошая новость в том, что отечественные фильмы реально привлекают зрителей. Например, та же «Манюня: Приключения в деревне» и «Гладиатор-2» стартовали вместе 14 ноября, но наш фильм уже собрал в прокате 140 миллионов. Но заявлять, что россиянам не нужен Голливуд, нельзя: «Гладиатор-2» заработал свой 81 миллион в 154 кинозалах, тогда как «Манюня» изначально представлена в 2,1 тысячи залов. У кого из них аншлаги — вопрос риторический.

«Российские киноманы скучают по качественному зарубежному кино», — подтвердила директор по кинопрокату кинокомпании Russian World Vision Дарья Рязанцева.

Скучают, но в кинотеатры не идут: многие уверены, что зарубежные фильмы вообще не попадают в прокат, и даже не пытаются найти их в расписании. Рекламы-то фактически нет: теневой прокат по понятным причинам не афишируют. Поэтому, как сказала Елена Хажинская, «зарубежные картины выезжают исключительно на сарафанном радио».

У независимых прокатчиков, представляющих на нашем рынке европейские, азиатские и фестивальные американские картины, рекламные бюджеты несопоставимы с возможностями крупных студий — тех самых мейджоров, локомотивов проката, которые всегда приводили в кинотеатры постоянный поток зрителей, сформировав, по словам эксперта, «стабильную культуру кинохождения». По словам Дарьи Рязанцевой, уход студий-мейджоров в 2022 году сильно обрушил рынок.

Тезис о скучающих по хорошему зарубежному кино подтверждает динамика сборов некоторых иностранных премьер этого года: картин «Субстанция», «Граф Монте-Кристо», «Пожиратель душ», «Падение империи», «Министерство неджентльменских дел», «Жанна Дюбарри». Обласканная кинокритиками «Субстанция» с Деми Мур, кстати, за девять недель проката собрала в России полмиллиарда, по данным Бюллетеня кинопрокатчика, а «Граф Монте-Кристо» — почти 600 миллионов. И это еще не окончательные цифры.

«Раньше такие фильмы жили в прокате три-четыре недели, а сейчас они востребованы месяцами, потому что качественного зарубежного кино в кинотеатрах мало», — пояснила Рязанцева.

Наследие сказок почти исчерпали

Российский кинематограф открывшиеся возможности из-за ухода западных конкурентов действительно не упустил.

«Уровень качества фильмов и скорость производства выросли», — подтвердила Дарья Рязанцева.

Но все равно много россиян принципиально не ходили и не ходят на отечественное кино, а зарубежные релизы не пропускают и сейчас. И даже публика, лояльная к российским фильмам, ждет все более качественный продукт и только на него будет реагировать рублем, уверена эксперт. Нашим кинематографистам стоит это учитывать, несмотря на сегодняшние успехи.

«Проблем у отечественного кино еще много, но есть и победы, которыми вполне можно гордиться. Например, в жанре фэнтези наши кинематографисты достигли больших успехов, снимая кино на уровне Голливуда, но с нашей тематикой, нашими героями, нашим юмором», — рассказала первый зампред Комитета Госдумы по культуре киноактриса Елена Драпеко.

Слова парламентария объективно подтверждают данные кассовых сборов. Половина картин-миллиардников этого года — фэнтези и сказки: «Огниво», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», мультфильм «Три богатыря и пуп земли». За «Огниво» рублем проголосовали 3,4 миллиона зрителей, а за «Летучий корабль» — 3,8 миллиона, по данным «Кинопоиска».

Тренд обнадеживающий. По словам Дарьи Рязанцевой, многие отечественные фильмы превосходят по сборам зарубежную продукцию прошлых лет. Но так бывало и раньше: большие российские блокбастеры с поддержкой телеканалов собирали кассу наравне и даже выше зарубежных собратьев.

Так что российским кинематографистам лучше не расслабляться. По мнению эксперта, советское наследие сказок индустрия потихоньку исчерпывает: «Думаю, дальше остро встанет задача создания оригинальных историй. Во всем нужен баланс, и перекармливать зрителя однообразным контентом точно не стоит».

Кинообозреватель Дмитрий Бортников с этим согласен: у зрителей растут и дальше будут расти требования к отечественному кино и его оригинальности.

«Количество отечественных фильмов сильно выросло, но вот качество оставляет желать лучшего. Большинство фильмов, к сожалению, не находит зрительского отклика. Люди зачастую у касс кинотеатров интересуются, будут ли они показывать знаменитые голливудские франшизы и нашумевшие фестивальные фильмы с мировыми знаменитостями», — сказала Елена Хажинская. Кинотеатры, как и зрители, хотели бы увидеть на своих экранах и нового «Гладиатора», и продолжение полюбившейся зрителям диснеевской «Моаны».

Полный онлайн

Фильмы россияне смотрят не только в кинотеатрах. За последнее время число подписчиков онлайн-площадок в России выросло до 53 миллионов человек, это больше трети жителей страны.

Самым популярным, согласно опросу института общественного мнения «Анкетолог», стал стриминговый сервис «Кинопоиска», его использует половина респондентов, на втором месте «Иви» — 32 процента, а на третьем «Окко» — 27 процентов.

Дмитрий Бортников говорит, что начавшаяся гонка за зрителей онлайн-платформ стала очень позитивным явлением, позволяющим «увеличивать бюджеты, поддерживать проекты возможностями холдингов и привлекать ту публику, которая выбирается в кино крайне избирательно».

Исследовательская компания Mediascope назвала сериалы самым востребованным контентом как на ТВ, так и в онлайн-кинотеатрах. А суммарное количество часов, которое зрители проводят за просмотром фильмов и сериалов, выросло на 45 процентов, по данным онлайн-кинотеатра START.

Смотрят ли наши люди отечественные мыльные оперы? Еще как. Согласно индексу «Кинопоиск Pro» — ресурса, замеряющего уровень интереса россиян к сериалам, — с середины августа по 17 ноября 2024 года самой популярной стала лента «Жизнь по вызову», а всего в топ-20 вошли 10 отечественных сериалов: кроме «Жизни по вызову», это «Невский», «Молодежка», «Комбинация», «Последний богатырь: Наследие», «Триггер», «Слово пацана». Также в двадцатке три японских сериала, два турецких, один южнокорейский и четыре американских и американо-британских.

Если анализировать показатели за полгода, то в самой просматриваемой двадцатке значатся девять российских сериалов, причем лидер тот же. Более того, «Жизнь по вызову» умудрилась обойти в том числе культовые «Дом дракона», «Великолепный век» и «Игру престолов».

Статистика за целый год тоже выглядит интересно: самым популярным сериалом, по замерам «Кинопоиск Pro», стала сага «Слово пацана: Кровь на асфальте», но «Жизнь по вызову» — в первой тройке. А всего в топ-20 с ноября 2023 года по ноябрь 2024 года вошли восемь отечественных мыльных опер, из них половина в первой десятке — на первом, третьем, четвертом и десятом месте.

Среди телезрителей 40 процентов тоже предпочитают именно кино и сериалы. Но в телевизоре безусловными лидерами, по данным Mediascope, стали новый сезон сериала «Склифосовский» и полнометражный фильм «Чебурашка».

Читайте также:

• Кустурица раскрыл сюжет будущего фильма по роману Достоевского