Гутенёв не видит в предложении повысить утилизационный сбор угрозы для российского авторынка
Минпромторг предложил повысить утилизационный сбор, чтобы компенсировать снижение импортных пошлин на автомобили, эксперты предвещают рост цен на авто. Однако механизмы, применяемые Минпромторгом, не нанесут ущерба рынку, а само повышение утильсбора — способ обойти требования ВТО, заявил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенёв.
Ранее в Минпромторге сообщили, что ведомство обсуждает идею повысить с 1 января 2020 года утилизационный сбор на автомобили — в среднем на 80 процентов, а в легковом секторе — на 110 процентов. Так министерство хочет сохранить барьер для импорта автомобилей после очередного снижения пошлин на ввоз готовых машин. В последний раз утилизационный сбор повышали в 2018 году. Сейчас он взимается со всех продаваемых транспортных средств, как зарубежных, так и локализованных и произведённых в России. Эксперты, опрошенные изданиями, предрекают рост стоимости автомобилей.
Однако депутат Гутенёв считает, что угрозы как для потребителей, так и для производителей автомобильной продукции повышение утилизационного сбора не несёт хотя бы потому, что продажи российских автомобилей растут.
«Я не исключаю, что будут рассмотрены корректировки к утилизационному сбору. Я не думаю, что это приведёт к существенному изменению стоимости, поскольку в значительной степени стоимость автомобиля определяется рыночной конъюнктурой и размером потребительского спроса. Я считаю, что в ряде случаев было бы целесообразно, увеличивая и для российских, и для зарубежных производителей утилизационный сбор, отечественным производителям с помощью иных механизмов частично компенсировать его рост, субсидировать НИОКР, разработку новых материалов, новых двигателей, как в Западной Европе и США», — сказал Гутенёв.
Он отметил, что по сути предложение Минпромторга является удачным способом минимизировать те издержки, которые накладывает на Россию членство в ВТО.
«Минпромторг научился работать не линейно, когда инициативы вызывали обращения в ВТО, а начинает заимствовать лучший опыт использования экономических инструментов для развития собственной промышленности. Так что я не склонен считать, что Минпромторг будет стрелять себе в ногу. Речь о переформатировании механизмов финансовой поддержки отечественного автопрома», — заключил депутат.
Утилизационный сбор введён в 2012 году со вступлением России в ВТО как мера, которая бы позволила компенсировать снижение пошлин на импортные автомобили. Но с 2014 года он взимается и с машин, произведённых на российской территории. Часть утилизационного сбора компенсируется их производителям различными субсидиями.
Ещё материалы: Владимир Гутенёв