Все о пенсиях в России

два дня назадУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

два дня назадРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

20.11.2024На индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Груз неподъёмных проблем…

…заставил грузоперевозчиков и грузополучателей Шереметьевского авиаузла обратиться с письмом в Правительство

30.06.2017 12:41

Груз неподъёмных проблем…
ФОТО МАРИНЫ ЛЫСЦЕВОЙ/ТАСС

В последнее время на всех уровнях власти особое внимание уделяется отечественной авиации. Особое внимание — пассажирским авиаперевозкам. В этом году только профильные комитеты и комиссии Совета Федерации, Госдумы неоднократно рассматривали вопросы тарифной политики, развития портовой инфраструктуры, регулирования цен на авиабилеты. Но другая острейшая проблема, как теперь выясняется, оказалась вне поля зрения. Речь о грузовых перевозках в крупнейшей авиагавани страны.

Более 70 представителей авиационных грузоперевозчиков обратились к премьер-министру России Дмитрию Медведеву и руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой разобраться в практике работы «Аэро­флота» и избранного им грузооператора. Письмо подписали семь десятков представителей профессионального сообщества. Речь идёт о весьма непростых взаимоотношениях грузоотправителей и грузополучателей с компанией «Аэрофлот» и компанией, осуществляющей наземное обслуживание грузовых и почтовых перевозок ООО «Москва Карго». На взгляд подписантов, прежде всего можно с уверенностью говорить о «монополизации обработки грузов в аэропорту Шереметьево», что повлекло за собой «ухудшение качества и удорожание услуги».

Попробуем разобраться, кто и чем загрузил грузовые компании и почему они решили поднять свои проблемы на «правительственную» высоту. Прежде всего поинтересовались составом подписантов жалобы. В их числе немало солидных транспортно-логистических фирм: «ТрансЛайн», «Юнион Логистик», «Гарантпост», «Авиаброкер», «Армадилло Бизнес Посылка», «Юнайтед Карго Системс»… Трудно заподозрить столь значительную по составу и количеству группу профессионалов в предвзятом отношении к своим, без преувеличения, стратегическим партнёрам. Ведь у «Аэрофлота» сегодня позиции ведущего российского перевозчика. Почему же тогда компании, бизнес которых напрямую связан с авиаперевозками, решили вынести сор из избы?

Тендер на вылет

Два года назад аэропорт Шереметьево решился на большие перемены, доверив «Москве Карго» обслуживание грузового потока. По итогам тендера прежний основной оператор «Шереметьево-Карго» был, по сути, отстранён от дел. О том, насколько болезненной для клиентов стала эта замена, издания тогда писали наперебой, называя происходящее в главном аэропорту страны не иначе как «грузовой коллапс». Неужели за два года работы победитель не сумел погасить уровень недовольства клиентов?! 

Оставшись без выбора, грузовые перевозчики вынуждены принимать условия, по сути, единственной компании, которая открывает для них свои объятия.



Текущие отзывы о работе грузооператора неприятно удивляют схожестью тональности. Что два года назад, что сейчас клиенты жалуются на неорганизованность, непрофессионализм, безответственность сотрудников «Москва Карго». Судя по фотографиям, выложенным в сети Интернет, грузы регулярно покидают крытые складские помещения и оказываются под открытым небом. Рассказывают про многочисленные случаи падения грузов с телег.

Но вернёмся к нашим подписантам. В обращении к премьеру говорится о добровольно-принудительных договорных отношениях, в которые предлагается вступать клиентам «Аэрофлота». «В конце августа 2015 года ПАО «Аэрофлот», на долю которого приходится 81,8 процента (по данным за 2016 год) всех рейсов в аэропорту Шереметьево, передало обслуживание грузов на всех своих рейсах в компанию «Москва Карго» и с этого момента, ссылаясь на заключённый с ней договор, прекратило передачу грузов по указанию отправителя другому грузовому терминалу — АО «Шереметьево-Карго».

Без преувеличения можно сказать, что данное решение «Аэрофлота» ударило по значительной части грузовой клиентуры на рынке в Шереметьево. Получатели и отправители, желающие обслуживаться на терминале «Шереметьево-Карго», исторически обеспечивающем более высокое качество услуг, не смогли отправлять грузы на рейсах ПАО «Аэрофлот», и, в свою очередь, клиенты «Аэрофлота» потеряли возможность обслуживать свой груз на терминале «Шереметьево-Карго».

Они напоминают о том, что «Аэро­флот» на некоторых направлениях является единственным, безальтернативным перевозчиком в Москву. И в этом случае грузоотправители начинают чувствовать себя его крепостными: они в принципе не могут выбирать грузовой терминал для обслуживания своего груза. Не сбежишь ни с борта, ни с терминала…

Скованные одним Карго

Оставшись без выбора, грузовые перевозчики вынуждены принимать условия, по сути, единственной компании, которая открывает для них свои объятия, однако обслуживаться в «Москва Карго» они не рвутся и по причине высоких тарифов, о чём также сообщают главе российского кабмина.

Партнёрство без выбора — это как любовь без взаимностей или дружба по принуждению. В таких обстоятельствах, как показывает практика, очень легко перейти границы законности и попасть в совсем иную сферу отношений — административно-правовую. Участники рынка наземного обслуживания грузов в аэропорту Шереметьево считают, что в их случае стоит говорить о сговоре двух хозяйствующих субъектов, сам факт которого наносит «существенный вред состоянию конкуренции на рынке обслуживания грузов в аэропорту Шереметьево» и их правам как потребителей.

Безусловно, необходима официальная, неформальная и непредвзятая проверка изложенных фактов. О правилах игры в «закулисье» Шереметьево знает сравнительно узкий круг предпринимателей, но при этом каждый из нас в конечном итоге становится косвенно причастным к ним. Любые отклонения в процессе доставки грузов жёсткая логика рынка конвертирует в дополнительные надбавки, которые компании «раскидывают» по традиции на потребителей. Возможно, если бы участники сферы авиационных грузоперевозок более взвешенно подходили к соблюдению антимонопольного законодательства, то и обычные пассажиры и клиенты воздушной гавани смогли бы платить чуть меньше, а позволять себе — чуть больше. Мечты? Не скажите! Профессионалы рынка отлично знают, что самолёты должны не просто «наматывать» маршрутные круги, а с максимальной эффективностью выполнять свою функцию по перевозке пассажиров и грузов. За полупустые самолёты, равно как и их грузовые отсеки, будет в итоге платить пассажир!

Поэтому, обращаясь к премьеру, грузовые перевозчики пекутся не только о себе, они просят за многомиллионную армию авиапассажиров, львиная доля которых летает самолётами «Аэрофлота».

Свежо предание, но хочется верить…

Совершенно удручает и существенная разница между тем, как в реальности обстоят дела, и тем, как избранный оператор наземного обслуживания видит положение дел. В начале июня на официальном сайте компании «Москва Карго» появилось сообщение о том, что компания прошла аудит со стороны авиакомпании «Аэрофлот» без единого замечания.

«Представители авиакомпании также остались довольны квалификацией персонала, отметив, что в ходе проверки сотрудники ООО «Москва Карго» продемонстрировали хорошие знания локальных нормативных документов и сути выполняемых процедур», — сообщает пресс-служба компании. «Успешное прохождение аудита является свидетельством плодотворного сотрудничества ООО «Москва Карго» и ПАО «Аэро­флот» и эффективным инструментом улучшения качества обслуживания грузовых перевозок», — это заключение опять из официальной ленты грузооператора. Звучит как тост, и как хотелось бы верить в это.

Но вот факты иного порядка. Например, специфические особенности взимания платы, фактически увеличивающие стоимость обслуживания в «Москве Карго». Груз свыше 80 килограммов с пассажирских рейсов считается почему-то тяжеловесным и оплачивается по повышенному тарифу. Установлен высокий минимальный сбор для ценных, но совсем незначительных по весу грузов. Хранение в «Москве Карго» считают по объёмному/платному весу, а не по весу брутто.

В ближайшее время «Москва Карго» планирует ввод в эксплуатацию первой очереди своего грузового терминала. В новом карго-комплексе установят, судя по официальному сообщению, уникальную для России автоматизированную систему хранения и обработки грузов от мирового лидера в области оснащения грузовых терминалов. А это подразумевает и новые стандарты качества обслуживания грузов в Шереметьево, обещает пресс-служба компании. Позволим себе только одно уточнение: подаваемая как уникальная система хранения и обработки грузов действовала в адаптированном варианте у предшественника «Москва Карго».

Хочется верить, что планы по формированию глобального грузового хаба на базе аэропорта Шереметьево (а разговоры о нём идут не первый год) всё же обретут реальные контуры. И место в нём найдётся не только для избранных, но и всех участников рынка наземного обслуживания.

Елена Севрюкова

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4557