Все о пенсиях в России

09:35Котяков: Введение единой карты для пенсионеров потребует изменения законов

вчераДепутат Нилов: В Госдуме и кабмине не обсуждают повышение пенсионного возраста

вчераРоссиянам напомнили, какие документы требуются для оформления пенсии

Грозит ли Москве таксомоторный коллапс

С 1 марта две трети столичных перевозчиков могут лишиться заказов

01.03.2025 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Грозит ли Москве таксомоторный коллапс
  © Алексей Смагин/Коммерсантъ

Только 65 тысяч из двухсот тысяч работающих в столичном регионе таксистов прошли обязательную аттестацию на знание города, правил перевозки и действий в экстренных ситуациях. С 1 марта 2025 года перевозчиков, не выполнивших требование закона, должны отключить от служб заказа. То есть Москва и Подмосковье могут лишиться двух третьих таксопарка, который ежедневно перевозит больше 1,5 миллиона пассажиров. Повышенный спрос грозит обернуться резким ростом цен на поездки, а оставшиеся не у дел водители рискуют перейти в серую зону, из которой их так долго и тщательно выводили. «Парламентская газета» узнала, что станет со столичными такси в ближайшее время.

Первопроходцы законодательства

Московский рынок такси составляет треть от всех легальных машин с шашечками. В информационных системах Минтранса зарегистрированы больше шестисот тысяч перевозчиков, из них двести тысяч работают в Москве и Подмосковье. Рынки соседних регионов работают как единое целое, то есть имеют общее регулирование.

С 1 сентября 2023 года в России действует новый закон о такси, который установил ряд требований к водителям, таксопаркам и агрегаторам. Одно из них — тестирование таксистов на знание основных транспортных, туристических, правительственных объектов в городе, правил перевозки пассажиров и багажа, действий в нештатных ситуациях. Эту норму, как, например, требование к единому цвету машин такси, устанавливают региональные власти. Они могут этого и не делать — решение принимает отдельно каждый субъект РФ.

© Тимур Ханов/ПГ

В Москве, где уже давно стремятся стопроцентно обелить рынок такси, решили быть первопроходцами. В прошлом году приняли региональный закон об аттестации водителей. «Добровольная аттестация проводится с 12 августа 2024 года, а с 1 марта 2025-го ее наличие станет обязательным в Москве и Московской области, — сообщил «Парламентской газете» председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. — Те, кто не прошел аттестацию, будут отключены от служб заказа. По имеющимся данным, успешно прошли аттестацию не больше трети водителей такси».

Нет повода переживать

В столичном Дептрансе информацию подтвердили: из 200 тысяч зарегистрированных в Москве и Подмосковье водителей, по данным на 16 февраля, успешно прошли аттестацию лишь 65 тысяч. По словам замруководителя ведомства Владимира Макарова, столичный и подмосковный комплексы такси работают как единое целое. При этом в Москве действует 82,2 тысячи разрешений на перевозку, в Московской области — 118,1 тысячи разрешений.

Пройти аттестацию можно в личном кабинете перевозчика, она состоит из трехсот вопросов, которые выпадают в случайном порядке. Вопросы посвящены расположению основных городских объектов — вокзалов, аэропортов, достопримечательностей, объектов органов власти, а также проверяется знание правил перевозки и действий в нештатных ситуациях, включая оказание первой помощи и устранение неисправностей. Если водитель не сдал онлайн-экзамен с двух попыток, его пригласят для очного тестирования. В Москве открыты два центра тестирования, в Подмосковье — четыре.

На сложившуюся ситуацию обратили внимание в федеральном парламенте, где следят за правоприменительной практикой закона о такси. Условия аттестации в Москве вполне лояльные, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев: два раза можно сдать онлайн, а если не вышло, то с третьего раза сделать это очно, причем количество попыток не ограничено. «Всего десять вопросов по знанию города — это совсем не много, — отметил депутат. — Некоторые из них настолько простые, что не надо быть таксистом, чтобы на них ответить. Например: какие автотрассы находятся рядом с Северным речным вокзалом, в каком районе города находится Московский театр мюзикла, каким договором регулируется перевозка пассажиров и багажа?».

Павел Федяев. © Михаил Нилов/ПГ

Коллапса с перевозками такси в столице не возникнет, резкого роста цен также не стоит опасаться, уверенно сказал Павел Федяев. Аттестация, по его мнению, это вполне рабочий и понятный добросовестным водителям инструмент, который не имеет целью никого дискриминировать и вообще не должен быть поводом для переживаний и излишних дискуссий.

Когда аттестация придет в регионы

На сегодняшний день только 16 регионов внесли в свои законодательные акты нормы, позволяющие проводить аттестацию водителей, сообщили «Парламентской газете» в Общественном совете по развитию такси. Фактически же процедура реализована лишь в Москве и Московской области. «В столице аттестация была разработана совместно с профессиональным сообществом и внедрена в максимально удобном формате, то есть в электронной форме и дистанционно, — сказала председатель Совета Ирина Зарипова. — Если регионы ограничатся «аналоговым» форматом — бумажными тестами, это создаст дополнительный барьер для перевозчиков. Поэтому для успешной реализации аттестации необходимо предусмотреть финансирование, однако пока таких инициатив в регионах не наблюдается».

Окончание тестового периода 1 марта не повлияет каким-либо образом на тарифы для пассажиров в Москве, заключила Зарипова.

Если столичный опыт окажется удачным и никаких резких изменений с началом весны не произойдет, то аттестацию вполне могут начать вводить другие регионы, считает член Общественной палаты РФ Александр Холодов. «Это можно расценивать как некую замену тестирования на знание водителями русского языка, — отметил эксперт. — Такого требования сегодня не предъявляется, но уж если водитель понял задания теста, значит, язык он понимает. Да, навигатор сегодня куда угодно приведет, но знание правил перевозки и действий в случае ЧП отнюдь не лишние».

© Артур Новосильцев / АГН Москва

Представители крупнейшего агрегатора такси сообщили «Парламентской газете», что активно мотивируют водителей, которые этого еще не сделали, сдавать тест. Для этого даже открыли собственный центр аттестации, который работает под надзором столичного дептранса. То есть делается все, чтобы к 1 марта максимальное число таксистов оказались все-таки в правовом поле. Ставку делают в первую очередь на активных водителей, которые трудятся ежедневно, а не подрабатывают время от времени, ведь среди владельцев разрешений есть и спящие, которые никак не заявляют о себе.

В Москве официально работает 31 служба заказа такси, в Московской области — 13 таких сервисов. Среднее время подачи машины с шашечками в столице составляет 4 минуты, средняя продолжительность поездки — 23 минуты, расстояние — 13 километров. Ежедневно в регионе такси вызывают больше миллиона раз, автомобили перевозят 1,7 миллиона пассажиров. Общий объем перевозок в 2024 году составил 632 миллиона, что сопоставимо с другим наземным городским транспортом.

Читайте также:

• В АвтоВАЗе ответили на жалобы таксистов