Границы Арктики приоткроют для интуристов
Депутаты хотят упростить порядок захода круизных судов в северные порты
Зарубежным туристским судам больше не потребуется жёстко прописывать свои круизные маршруты во внутренних морских водах России в Арктике и на Дальнем Востоке, а иностранцам будет легче сойти на берег в портах. Правительственный законопроект, направленный на увеличение туристического потока из-за рубежа, приняли в первом чтении в Госдуме 2 апреля.
Кому интересен Северный полюс
По сравнению с другими арктическими странами, например с Норвегией, количество туристов, приезжающих в Российскую Арктику, ничтожно мало. Так, летом 2018 года национальный парк «Русская Арктика», включающий территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, посетили 1079 человек из 41 стран, тогда как ежегодный поток туристов на норвежский архипелаг Шпицберген составляет более 60 000 человек.
Тем не менее в туристическом сезоне в 2019 году в национальном парке «Русская Арктика» ожидают увеличение туристического потока на 10-15 процентов, рассказал «Парламентской газете» ведущий специалист отдела экологического просвещения и туризма Артём Поликарпов.
«Этим летом территорию национального парка посетит туристическая компания, прежде не выполнявшая круизы в районе архипелага Земля Франца-Иосифа, — пояснил он. — Судно компании может взять на борт до 180 туристов, тогда как ранее посещавшие территорию парка суда могли разместить меньшее количество пассажиров».
Судно компании может взять на борт до 180 туристов, тогда как ранее посещавшие территорию парка суда могли разместить меньшее количество пассажиров
По словам представителя нацпарка, большинство туристов — граждане других государств. Россияне традиционно занимают не более десяти процентов, больше всего путешествуют в Арктику китайцы, потом идут немцы и граждане Швейцарии. Тур к Северному полюсу стоит более миллиона рублей. Обычный круиз по территории нацпарка чуть дешевле — до 700 тысяч рублей.Стратегическая задача
Из-за неразвитости наземных коммуникаций основная транспортная нагрузка в регионах Арктической зоны ложится на морские и речные перевозки, где, в свою очередь, наблюдается высокий уровень износа судов и устаревшая инфраструктура портов и причалов. Поэтому, как подчеркивают эксперты, интенсивность развития арктического туризма неразрывно связана с модернизацией и возрождением транспортных узлов, таких как Мурманск, Певек, Тикси, Диксон и Дудинка. Особенно отмечаются логистические возможности Мурманской области, которая является российскими «воротами» в Арктику и может выступить главной платформой развития круизного туризма.
Источником дополнительного притока туристов в российские северные широты, по замыслу Правительства, должны стать и поправки в законодательстве, снимающие административные барьеры для посещения иностранцами наших достопримечательностей в Арктике и на Дальнем Востоке. В частности, предлагается создать специальный перечень портов и пунктов, где иностранным туристским судам разрешат производить посадку пассажиров и высадку их на берег. Одновременно законопроект предусматривает возможность зарубежным круизным судам заходить в порты и пункты без высадки на берег.
Это решение позволит расширить список туристических маршрутов и увеличить турпоток в страну, убеждён председатель Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаил Дегтярев (ЛДПР). По его мнению, туризм сегодня является одной из перспективных отраслей развития экономики России.
«В нынешней ситуации в мире сферу туризма можно рассматривать как стратегически приоритетное направление в целях отступления от минерально-сырьевой зависимости экономики, — пояснил он. — Президент в своём Послании Федеральному Собранию поставил задачу о необходимости увеличения несырьевого экспорта до $100 миллиардов в год. Если сейчас доля туристической отрасли в ВВП страны составляет 3,5 процента, значит, нам надо довести этот показатель до 10 процентов».