Госзакупкам поможет реестр добросовестных исполнителей
ФАС и Минфин считают, что мера поможет лучше защитить государственные интересы при расходовании средств бюджета
![Госзакупкам поможет реестр добросовестных исполнителей Госзакупкам поможет реестр добросовестных исполнителей](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/07/12/article/detailPicture/1f/d7/34/1e/af209eb8e54cec4376d6813a02d83298.jpg)
Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести рейтинг деловой репутации исполнителей госконтрактов, который позволит не просто отсеять недобросовестных участников ещё на подступах к аукционам, но и простимулировать надёжные и проверенные временем компании, кратно снизив для них необходимые обеспечительные меры.
В то же время Минфин предлагает довести автоматизацию конкурсных процедур до совершенства, что позволит контролировать исполнение контрактов, а в случае необходимостии — штрафовать. В целом перевод всего процесса закупок на «цифру» сделает покупки товаров и услуг за счёт госсредств более прозрачными, простыми и быстрыми. Эти и многие другие поправки в ФЗ-44, которые уже осенью планируется внести в Госдуму, в пресс-центре «Парламентской газеты» 11 июля обсудили законодатели, а также представители Минфина и ФАС.
Глобальная и окончательная донастройка
Зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта напомнил, что первое заседание рабочей группы Госдумы по совершенствованию закона о госзакупках (44-ФЗ), созданной по поручению председателя палаты Вячеслава Володина, прошло в апреле. Основное внимание парламентарии уделили правительственному законопроекту, предусматривающему серьёзное упрощение процедуры. После принятия 128 поправок закон был подписан президентом Владимиром Путиным в мае.
Но ещё на стадии рассмотрения Вячеслав Володин сказал, что этих изменений явно недостаточно, пообещав в осеннюю сессию подготовить думский законопроект.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/07/12/articleImage/image/4b/d6/e1/c0/5a814c9b477bde1f07d6908808c520fc.jpg)
В частности, предполагается тотальное сокращение бумажных процедур и ускорение сроков прохождения различных согласований. Кроме того, Антон Гетта предлагает распространить принятую в мае этого года норму заключения контракта с участником конкурса, занявшим второе место в случае, если победитель был признан недобросовестным участником, на всех последующих участников торгов без объявления повторной процедуры. Такой подход позволит госзаказчику значительно сэкономить время.
Следующая задача, уже поставленная Владимиром Путиным 8 мая на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, также будет решена в рамках законопроекта.
«Президент сказал, что не нужно подменять ложными принципами конкуренции принципы, связанные с обеспечением работой своих предприятий, поставщиков и подрядчиков, — напомнил Антон Гетта. — У нас до 2024 года на реализацию нацпроектов предусмотрено 27 триллионов рублей — это возможность загрузить работой отечественные заводы и фабрики, а также малый и средний бизнес».
Эту задачу парламентарии намерены решать в тесном сотрудничестве с Правительством. При этом международные правовые нормы нарушены не будут и искусственные препятствия для участия в конкурсах иностранных компаний-производителей никто создавать не собирается.Ближайшее заседание рабочей группы состоится 22 июля. На нём парламентарии и представители всех заинтересованных ведомств вместе с экспертами обсудят уже подготовленные предложения, которые, по мнению депутата, должны стать «финальной, глобальной донастройкой контрактной системы».
Профессиональным жалобщикам на госзакупки придётся заплатить
Говоря о совершенствовании законодательства о закупках, заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев отметил необходимость исключения проведения цикличных торгов, когда закупки могли длиться бесконечно, пока не появится второй участник, нередко в результате сговора. Первый шаг по разрыву такой цикличности был сделан весной. Принятые поправки предполагают проведение после первой процедуры ещё одной, и если никто не пришёл, то после согласования с ФАС можно заключить контракт с единственным поставщиком на условиях документации о торгах.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/07/12/articleImage/image/63/8e/b2/a4/d16056bf67769be29c67547bdf383f4b.jpg)
«Мы предлагаем исключать второй шаг, поскольку, если после первой процедуры никто не пришёл, то зачем делать то же самое ещё раз и терять время. Мы будем предлагать в осенних поправках перейти сразу к заключению контракта с единственным поставщиком при наличии соответствующего согласования ФАС России, если первые торги не состоялись», — сказал Евраев.
Прорывной нормой в сфере законодательства о контрактной системе стала возможность участия в электронных торгах в сфере строительства путём подачи только «согласия» на исполнение контракта в соответствии с требованиями проектно-сметной документации после автоматической проверки предквалификации на электронной площадке. Сам аукцион начинается спустя всего 4 часа после времени окончания подачи заявок вместо нескольких дней, как это было ранее.
«Подобный подход, предусматривающий только «согласие», в проведении электронных аукционов в стройке мы хотим экстраполировать и на другие закупки, также сократив в будущем срок начала аукциона с 4 часов до 1-2 часов, что является превентивной мерой в борьбе со сговором на торгах и незаконным распространением информации о его участниках», — пояснил Евраев.
Также Михаил Евраев обратил внимание на то, что сегодня 56 процентов жалоб на торги признаются ведомством необоснованными, поэтому для борьбы с «профессиональными жалобщиками» предлагается установить плату, если их требования были признаны необоснованными. Наряду с установлением платы рассматриваются и другие варианты.
А для поощрения добросовестных компаний, замруководителя ФАС предложил ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей.
«Сегодня существует реестр недобросовестных поставщиков, но отсутствуют меры поощрения добросовестных. Задача состоит в том, чтобы появилась экономическая мотивация работать добросовестно. Причём это будет не мнение ФАС, Минфина или Казначейства, а расчёт рейтинга будет делаться автоматически единой информационной системой на основе количества, качества и стоимости исполненных контрактов. И если рейтинг у компании большой, то обеспечение и по заявке, и по контракту должно предоставляться в три или в пять раз меньше по сравнению со стандартным размером обеспечения», — поделился планами Михаил Евраев.
Автоматизация процесса и исключение лишнего
Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова видит главный механизм сокращения и упрощения процедуры закупок в автоматизации процесса. Первый шаг уже сделан в рамках майских поправок. С апреля 2020 года казначейский контроль будет полностью автоматизирован.
«Это касается информации, содержащейся в извещении, протоколах и проекте контракта и самом контракте, — уточнила руководитель департамента. — На перспективу мы планируем предусмотреть автоматизацию администрирования подписания акта выполненных работ в том числе для того, чтобы автоматизировать процесс начисления штрафов и пеней, а также контроля за условиями выполнения соответствующего контракта».
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/07/12/articleImage/image/2d/7e/c1/a8/7adfad0bd688a78dc2d8421f2ea85b76.jpg)
Кроме того, Минфин предлагает исключиь из системы госзакупок лишние процедуры.
«Речь идёт как минимум об исключении запросов предложений. А кроме того, необходимо оптимизировать такие процедуры, как закупка у единственного поставщика и запрос котировок», — сказала Демидова, добавив, что на площадке Минфина сегодня происходит оптимизвция процедур закупок в закрытой форме. Такой законопроект уже подготовлен.
Доступность лекарств повысится
Дальнейшее совершенствование процесса государственных закупок может повысить доступность лекарственных препаратов, уверен член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
По словам парламентария, большинство всех финансовых нарушений приходится на государственные закупки, что существенно снижает вероятность появления многих нужных лекарств на полках магазинов.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/07/12/articleImage/image/8c/5c/8e/fc/bf7fa478163160ff369cc39fccb0a83d.jpg)
«Очень часто при заболевании человек даже не может купить себе лекарство, так как оно отсутствует в аптеке. У заказчика нет возможности закупить больше препаратов у поставщика, так как ему приходится проходить через множество процессов оформления заказа, поэтому совершенствование процесса государственных закупок может существенно изменить доступность лекарственных препаратов», — сказал депутат.
В связи с этим Фаррахов предложил внести поправки, которые бы позволили заключать долгосрочные контракты на трёхлетний период в сфере лекарственного обеспечения.
Законодатель напомнил, что в соответствии с ранее принятыми поправками, с 1 июня текущего года в Единую информсистему вносятся сведения о закупках лекарств, информация о планах-графиках таких закупок, извещениях об осуществлении закупки, о контрактах на поставку лекарств и их исполнении.