Госконтроль за производством и сбытом алкоголя и табака предложили усилить
Законопроект: № 728668-8
За использование для маркировки табачной или никотиносодержащей продукции заведомо поддельных цифровых акцизных марок, которые защищены от фальсификаций, предлагается ввести уголовную ответственность. Такой законопроект внесла в Госдуму 1 октября группа депутатов, документ опубликован в электронной базе палаты.
Ранее, 18 марта, зампредседателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов сообщал, что на замену акцизным маркам, которыми сейчас маркируется табачная продукция, придет более действенная мера контроля в виде штрихкодов. По его словам, это необходимо сделать, поскольку акцизную марку, в отличие от штрихкода, достаточно легко подделать.
Сейчас части 3 и 4 статьи 327.1 УК РФ регламентируют ответственность за изготовление или сбыт поддельных акцизных либо федеральных специальных марок для идентификации алкоголя либо поддельных специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий, а также за использование для маркировки такой продукции заведомо поддельных акцизных либо федеральных специальных марок.
Авторы законопроекта, помимо ответственности за производство и сбыт поддельных акцизных марок для идентификации алкоголя, предлагают закрепить в данной статье УК уголовную ответственность за изготовление или сбыт для маркировки табачной продукции поддельных цифровых акцизных марок, защищенных от подделок.
Кроме того, сейчас часть 5 статьи 171.1 УК РФ устанавливает ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками, совершенные в крупном размере.
Законопроектом предлагается внести уточнение в данную статью, указав, что уголовная ответственность за данные преступления предусматривается в случае, если такая маркировка обязательна. При этом термин «табачные изделия» авторы законопроекта предложили заменить на «табачную и/или никотиносодержащую продукцию».
Также законопроектом предлагается установить, что под заведомо поддельными акцизными марками, специальными (акцизными) марками или цифровыми акцизными марками, защищенными от подделок, признаются средства маркировки, которые не были получены посредством государственной информационной системы мониторинга за оборотом подлежащих товаров, подлежащих обязательной маркировке. Разработчики документа считают, что его принятие позволит повысить эффективность контроля за производством и оборотом табачной и (или) никотиносодержащей продукции.
В разговоре с «Парламентской газетой» Спиридонов отметил, что цифровая маркировка алкоголя и табака позволяет отследить весь путь продукции от момента изготовления на заводе до продажи, поэтому позволяет легко вычислять контрафактную продукцию.
По словам депутата, в прошлые годы в отдельных категориях алкоголя и табака 30-35 процентов продукции на рынке были контрафактными. Затем процент контрафакта начал снижаться, на что повлияли проверки контрольными органами и введение системы маркировки.
«В случае отсутствия или подделки маркировки должны быть серьезные штрафы. Я считаю, что нужно ввести наказание вплоть до уголовного, поскольку произведенная по неправильной технологии алкогольная продукция может быть смертельно опасной для людей. К сожалению, мы хорошо помним примеры из недавнего прошлого», — сказал парламентарий.
Как пояснил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов, борьба против контрафакта и контрабанды — одна из главнейших на сегодня задач.
Депутат, являясь одним из авторов законопроекта, объяснил, что нелегальный оборот табачных изделий ежегодно приносит бюджету почти сто миллиардов убытков.
«Если посчитать экономический эффект в целом, с учетом недополученной прибыли легальными производителями, то эта цифра составляет уже порядка 150 миллиардов, — рассказал Кирьянов. — Поэтому ужесточение наказаний за нелегальный оборот, продажу и любой этап нелегального движения табачных изделий — это шаг к совершенствованию государственного регулирования производства и оборота данной продукции, а также к обелению экономики. Такие форматы усиления ответственности, вместе с решением вопроса по гармонизации акцизной политики с нашими странами-соседями, позволят достичь нулевого уровня нелегального оборота никотиносодержащей продукции».
Один из авторов законопроекта, первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль в беседе с «Парламентской газетой» отметил, что закон призван защитить здоровье россиян. Помимо этого, он послужит усилению контроля за реализацией табака и спиртного.
«Обязательная маркировка товаров средствами идентификации была введена сравнительно недавно, судебная практика (…) не сложилась в той мере, чтобы пресекать нарушения, — сказал депутат. — Изменения, которые планируется внести в Уголовный кодекс, ужесточат ответственность за оборот немаркированной алкогольной и табачной продукции и усилят государственный контроль в этой сфере».
Читайте также:
• В России начнут проводить выборочные проверки алкоголя по новым правилам • За ввоз контрафакта собираются сажать в тюрьму
Ещё материалы: Александр Спиридонов , Артём Кирьянов