Госдума начала ежедневную работу над проектом бюджета
Законопроект о федеральной казне депутаты рассмотрят в первом чтении 27 октября
Фото: ПГ/Игорь Самохвалов
Проект бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов был внесён на рассмотрение Государственной Думы 29 сентября. В последний раз документ депутатам приносят фельдъегери — в виде большой сумки с бумагами. С 2018 года законопроект о бюджете будет вноситься в нижнюю палату исключительно в электронном виде.
Бюджет требует кропотливого труда депутатов
По словам главы Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, бюджет и материалы к нему занимают 10 526 страниц. Основные направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики в этом году были внесены единым документом. Также одновременно поступили 12 законопроектов, сопутствующих бюджету. На заседании думского комитета все документы были признаны соответствующими Бюджетному кодексу РФ.
Затем состоялось заседание Совета Думы, где было решено отправить проект бюджета в Счётную палату, Общественную палату и другие ведомства. Обсуждение параметров документа на заседаниях бюджетного комитета начнётся 16 октября уже после получения отзывов на него.
На первой встрече депутаты комитета заслушают министра финансов и главу Центробанка.
«Затем, с учётом пленарных заседаний, придётся выстраивать работу в перерывах или после пленарных заседаний», — сказал Макаров. Депутат не исключил, что над бюджетом придётся работать ежедневно.
Парламентарий подчеркнул, что рассмотрение бюджета будет максимально публично освещаться, «все граждане смогут найти в бюджете самих себя, свой город, свою семью». В частности, все заседания Комитета по бюджету будут транслироваться в Интернете.
При этом, по словам первого заместителя председателя Госдумы Александра Жукова, бюджетный процесс затрагивает практически все комитеты нижней палаты, поскольку смета построена на программном принципе — расходы увязаны с конкретными программами.
В Госдуме уже начались слушания по различным вопросам, связанным с бюджетом. Так, депутаты успели обсудить развитие агропромышленного комплекса (АПК), а скоро состоятся слушания по вопросам здравоохранения и социальным программам.
Доходы больше, дефицит меньше
«Макроэкономическая стабильность бюджета является одним из приоритетов законопроекта, внесённого Правительством», — отметил Андрей Макаров.
Как обратил внимание глава думского Комитета по бюджету и налогам, по сравнению с 2017 годом ожидается существенный рост доходов. По прогнозам кабмина, доходы бюджета в 2018 году составят 15 257,8 миллиарда, в 2019 году — 15 554,6 миллиарда, и в 2020 году — 16 285,4 миллиарда рублей.
Расходы в 2018 году составят 16 529,2 миллиарда рублей, в 2019 году — 16 373,7 миллиарда, и в 2020 году — 17 155,3 миллиарда. Дефицит бюджета сохранится, но будет постепенно снижаться. К 2020 году он составит 269 миллиардов рублей, его вес в ВВП будет уменьшаться с 1,3 процента до 0,8 процента.
При этом, согласно прогнозу, темп роста ВВП в 2018 году будет находиться на уровне 2,1 процента, в 2018 году — 2,2 процента, и в 2019 году — 2,3 процента.
«Это достаточно устойчивый рост экономики, и это новое, потому что экономика выходила из кризиса последние годы», — подчеркнул первый вице-спикер нижней палаты Александр Жуков.
Инфляция в 2018 году прогнозируется на уровне четыре процентов. Первый зампред назвал это достижением для экономики.
«Рост цен — это то, что больше всего волнует население страны. Бюджет исходит из того, что инфляция будет сохраняться на уровне четырёх процентов ежегодно», — сказал Жуков.
Депутат, однако, подчеркнул, что речь идёт о консервативном прогнозе, поскольку уже в 2017 году инфляция ожидается на уровне 3,1 процента. Вместе с тем с оценкой Правительства не согласился председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). Он считает, что оценки инфляции не соответствуют реальности.
«Глядя на то, как выросли цены на продукты питания, медикаменты, услуги ЖКХ и другие услуги, мы понимаем, что эта инфляция не реальная», — констатировал депутат.
По его мнению, такое занижение приводит к тому, что социальные выплаты граждан недоиндексируются. Это, в свою очередь, приводит к снижению платёжеспособности россиян и тормозит развитие экономики.
У оппозиции есть замечания
Фракция ЛДПР в целом скептически отнеслась к проекту бюджета. Комментируя документ, Ярослав Нилов напомнил, что партия в 2016 году не поддержала бюджет 2017 года, так как в нём не были учтены поправки фракции и сокращено финансирование социальной сферы. Бюджет на 2018-2020 годы, отметили в ЛДПР, вновь сформирован с дефицитом и не в полной мере учитывает необходимые расходы на социалку.
«Мы категорически против того, когда сокращаются расходы на социальную сферу и за счёт этого латают дыры», — сказал Ярослав Нилов.
Вместе с тем первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев заверил, что в бюджете заложены средства на выполнение всех социальных обязательств. Так, будут повышены зарплаты бюджетникам, а размер МРОТ к 2019 году доведён до размера прожиточного минимума. Последнюю меру Исаев назвал «исторической».
Но в ЛДПР считают, что МРОТ надо повышать до 100 процентов от прожиточного минимума уже в 2018 году. По словам Ярослава Нилова, деньги на это есть, надо лишь проявить политическую волю.
Ещё одно принципиальное требование фракции — вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам.
«Надеюсь, что ко второму чтению этот вопрос будет решён», — заявил либерал-демократ.
Чтобы повысить бюджетные доходы, в ЛДПР предлагают ввести прогрессивную шкалу налогообложения, отменить транспортный налог, взимать налог с продаж вместо НДС, заморозить долги регионам и прекратить практику списания долгов другим странам.
«Наша принципиальная позиция — никому ничего не прощать. Не могут возвращать деньгами, значит, надо находить иные способы, забирать натурой, — заявил Ярослав Нилов. — Надо помогать только на взаимовыгодных условиях».
Фракция КПРФ также не собирается голосовать за правительственный проект бюджета. При этом коммунисты в целом не поддерживают социально-экономический курс кабмина. Первый зампред Госдумы Иван Мельников назвал документ «бюджетом замороженных расходов», пояснив, что под ростом заработных плат бюджетников предусматривается лишь индексация на уровень инфляции, а уравнивание МРОТ и прожиточного минимума выглядит прорывом только на словах.
«При этом снижаются расходы на образование и здравоохранение», — добавил первый вице-спикер.
Только частично поддерживает проект бюджета и фракция «Справедливая Россия». По словам первого зампреда Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александра Ремезкова, среди положительных моментов — невысокий прогноз инфляции в четыре процента и рост ВВП на приемлемом уровне, а также дефицит бюджета 1,3 процента. Но при этом существенно недофинансируются расходы на здравоохранение и образование, добавил депутат.
«Мы видим 95-97 миллиардов на материальное стимулирование госслужащих, притом что нет денег на другие социальные сферы», — подчеркнул парламентарий.
Также, по его словам, в документе плохо прописаны и неправильно выстроены межбюджетные отношения и недостаточно проработано финансирование госпрограмм. Поэтому в «Справедливой России» намерены внести альтернативный проект бюджета.
Ещё материалы: Андрей Макаров, Ярослав Нилов, Александр Жуков, Иван Мельников