Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Галина Изотова: Объем финансовых нарушений за год удвоился

Рекордные 1,6 триллиона рублей аудиторы Счетной палаты выявили в сфере бюджетного учета

27.03.2024 10:50

Автор: Дмитрий Литвинов

Галина Изотова: Объем финансовых нарушений за год удвоился
Галина Изотова © Пресс-служба Госдумы

Счетная палата РФ продемонстрировала рекордные цифры по итогам проделанной работы за 2023 год. Объем выявленных финансовых нарушений вырос более чем вдвое, а возврат средств в федеральный бюджет стал самым большим за последние десять лет. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказала исполняющая обязанности председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова накануне отчета в Госдуме. В 2024 году аудиторы проверят реализацию крупных проектов, таких как Центральная кольцевая автодорога в Подмосковье, трасса Владивосток — Находка — порт Восточный и транспортный маршрут «Европа — Западный Китай». Выявлять нарушения специалистам Счетной палаты поможет искусственный интеллект.

- Галина Сергеевна, c чем связан рекордный возврат средств в бюджет по итогам контрольных мероприятий и более чем двукратный рост суммы выявленных нарушений?

- Действительно, в 2023 году у нас две рекордные цифры по итогам проделанной работы. В первую очередь это, конечно, наибольший за последние десять лет возврат средств в федеральный бюджет — 26,4 миллиарда рублей. Основная часть этой суммы — 20,1 миллиарда рублей — приходится на результаты контрольных мероприятий, связанных с уплатой обязательных таможенных платежей в федеральный бюджет, которые были проведены Счетной палатой еще в 2020-2022 годах.

Вторая рекордная цифра связана с объемом выявленных нарушений по итогам 2023 года — большее 2,1 триллиона рублей. Сумма, конечно, значительная — в 2,4 раза больше, чем было в 2022 году. Но здесь важно учитывать, что в 2023 году существенно выросли расходы бюджета, появились новые объекты учета. Кроме того, мы стали более активно применять риск-ориентированный подход к проведению проверок, внедряем современные инструменты анализа больших данных. Все это в совокупности позволило Счетной палате расширить охват проверяемых данных и, как следствие, на более качественном уровне выявлять нарушения и недостатки, в том числе системного характера, связанные с расходованием бюджетных средств. При этом хочу подчеркнуть, что у нас нет задачи выявить как можно больше нарушений. Наоборот, наша работа нацелена на то, чтобы наши объекты контроля повышали качество своей работы, чтобы нарушений стало меньше.

- В каких сферах рост финансовых объемов нарушений наиболее существенный и с чем вы это связываете?

- Наибольший рост объема финансовых нарушений так же, как и их наибольшая доля, приходится на нарушения требований к бюджетному учету и отчетности. В 2023 году мы выявили 627 таких фактов на сумму 1,6 триллиона рублей. Это 74,2 процента от общей суммы выявленных нарушений. И это в два раза больше, чем было в 2022 году. По сути, это ошибки, которые объекты контроля исправляют еще в ходе проведения проверки, внося соответствующие корректировки в свою отчетность. Тем не менее Счетная палата должна их фиксировать, так как от этого зависит достоверность бюджетной отчетности в целом.

Володин рассказал о законах, вступающих в силу в апреле

- Что делает Счетная палата для сокращения числа нарушений?

- Во-первых, мы направляем нашим объектам контроля представления с требованием принять меры по устранению как самих нарушений, так и условий их появления. В соответствии с законодательством руководители проверенных объектов обязаны уведомить Счетную палату о принятых мерах в письменной форме. В случае невыполнения представления в установленный срок объекту контроля уже направляется обязательное к исполнению предписание. Так, по итогам проведенных контрольных мероприятий в 2023 году Счетная палата направила руководителям объектов аудита 260 представлений и семь предписаний.

Второй важнейший инструмент, направленный на профилактику нарушений, это наши рекомендации по итогам мероприятий, которые направлены на решение системных проблем в различных сферах деятельности и совершенствование системы государственного управления в целом. В 2023 году мы провели большую работу по развитию этого инструмента, приняли методические рекомендации, направленные на повышение их качества. Как результат, мы видим возрастающую востребованность наших рекомендаций. Так, в 2019-2023 годах из 3074 выданных рекомендаций выполнено 60 процентов. Для сравнения, на конец 2022 года выполнение рекомендаций находилось на уровне 50 процентов. Уверены, что у этого инструмента огромный потенциал. Будем продолжать работу по его совершенствованию.

- Счетная палата участвует в проверке расходов на СВО. Много ли нарушений в этой сфере?

- С самого начала специальной военной операции Счетная палата в оперативном порядке участвует в контроле расходов на ее проведение. В частности, соответствующие расходы будут рассмотрены в рамках комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения бюджета за 2023 год. О результатах мы в установленном порядке проинформируем палаты Федерального Собрания.

Что касается оперативного получения информации, необходимой для проведения проверок в этой сфере, то в соответствии с законодательством Счетная палата вправе запрашивать у объектов контроля и получать в установленном порядке любые сведения, в том числе закрытого характера. Мы этим правом активно пользуемся, поэтому в этом отношении никаких сложностей не возникает.

Также хочу отметить, что, помимо контроля расходов, Счетная палата в 2023 году провела экспертизу более 400 законопроектов, проектов постановлений Правительства и госпрограмм, а также иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с СВО. Это способствовало своевременной актуализации законодательства в сфере гособоронзаказа, госзакупок, дополнительных соцгарантий военнослужащим и членам их семей, предоставления отдельным категориям лиц права на профессиональное обучение и обучение по программам профессиональной переподготовки, поддержке семей мобилизованных граждан.

- Какие у Счетной палаты планы проверок на 2024 год?

- Мы запланировали на 2024 год 438 мероприятий. В их число вошло 123 мероприятия, переходящих из Плана работы 2023 года, и 89 — со сроками окончания в 2025 и последующих годах. Традиционно большую их часть составляют бюджетные проверки.

Также значительную часть нашего плана проверок — 24 процента — составляют мероприятия, проводимые Счетной палатой по поручениям и запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, а также по обращениям правоохранительных органов.

Так, в 2024 году запланированы, например, проверки реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство ЦКАД, автодороги Владивосток — Находка — порт Восточный и транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». В рамках аудита в сфере экологии и природопользования запланированы проверки реализации мер по предотвращению причинения вреда окружающей среде, проведения госинвентаризации лесов, а также эффективности мероприятий по вовлечению в оборот земель сельхозназначения. По просьбе депутатов Госдумы посмотрим, как реализуются меры в рамках федпроекта «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация». Значимые мероприятия предусмотрены в рамках аудита социальной сферы: проверка обеспечения инвалидов протезами и иными техническими средствами реабилитации, проверка эффективности мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и другие. В плане работы Счетной палаты на 2024 год мы учли все поступившие предложения депутатского корпуса.

Также в 2024 году мы подведем итоги трехгодичных кросс-отраслевых и отраслевых комплексов мероприятий. Мы ввели этот инструмент в 2021 году. И сделано это было в том числе по рекомендации Государственной Думы, когда депутатский корпус предложил нам ввести трехгодичное планирование. Состав комплексов построен вокруг наиболее значимых областей социально-экономического развития страны, в этой работе задействованы практически все направления аудита Счетной палаты. По каждому комплексу будут подготовлены обобщающие итоговые доклады, которые мы также в обязательном порядке представим парламенту.

- В конце 2022 года были внесены изменения в закон о Счетной палате РФ. Как в связи с этим трансформировалась работа палаты?

- В 2023 году мы провели серьезную работу по совершенствованию нашей внутренней нормативной документации и привели ее в полное соответствие с внесенными в конце 2022 года изменениями в закон о Счетной палате. Всего было актуализировано 57 документов.

Безусловно, одной из ключевых новаций стало внедрение в нашу деятельность нового вида аудита — аудита соответствия. Его задача — оценить, насколько деятельность объекта контроля соответствует действующему законодательству, нормативным правовым актам и иным установленным правилам. В течение года мы разработали необходимую методологию, приняли стандарт проведения данного вида аудита и уже начали его активное применение.

Читайте также:

• Систему финансового контроля решили расширить • Эффективность контроля за расчетами по гособоронзаказу предложили повысить

- Как за последнее время изменилась структура международного взаимодействия Счетной палаты?

- Счетная палата всегда уделяла большое внимание международной деятельности. И сейчас, несмотря на текущую ситуацию, мы продолжаем развивать наши связи с зарубежными коллегами. На данный момент у нас заключено 68 соглашений о сотрудничестве с высшими органами аудита зарубежных государств, готовим к подписанию еще четыре меморандума. Активная работа проводится и в многостороннем формате сотрудничества: участвуем в деятельности международной аудиторской организации ИНТОСАИ и ее региональных подразделений, возглавляем две рабочие группы и развиваем Цифровой университет ИНТОСАИ, созданный в годы нашего председательства в этой организации. Также продолжаем работу по аудиту международных организаций: являемся ревизором ЮНИДО и Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

С учетом приоритетов внешней политики Российской Федерации развиваем взаимодействие с коллегами из стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. На 2024 год у нас запланирован целый ряд очных и дистанционных встреч по обмену опытом с коллегами со всего африканского континента. Одной из наиболее перспективных инициатив считаем создание Рабочей группы АЗОСАИ по аудиту на региональном и муниципальном уровнях под руководством Счетной палаты. Цель проекта — расширение сотрудничества между ВОА и региональными контрольными органами, профессиональное развитие инспекторского состава и распространение передовых знаний в области госаудита. Проект поддержали 14 ВОА стран Азиатского региона.

Также в числе основных приоритетов — развитие новых многосторонних форматов сотрудничества по линии БРИКС, ШОС и «Группы двадцати». В 2024 году Российская Федерация председательствует в БРИКС. В этом контексте в конце июля 2024 года планируем провести в Уфе Четвертую встречу глав ВОА стран БРИКС.

Традиционно плотно работаем с партнерами по Союзному государству и Евразийскому экономическому союзу в рамках совместной аудиторской деятельности. Также способствуем сближению подходов по актуальным проблемам государственного аудита в рамках Совета руководителей ВОА СНГ, функции секретариата которого выполняет Счетная палата.

Резюмируя сказанное, отмечу, что международная деятельность Счетной палаты способствует наращиванию ее профессионального потенциала и повышению авторитета ведомства в аудиторском сообществе. При этом, ориентируясь на лучшие зарубежные практики, мы вырабатываем свой собственный подход с учетом особенностей государственного устройства и национальных интересов России.

Счетная палата провела 13 контрольных мероприятий в сфере образования

- Используют ли аудиторы в своей работе новые информационные технологии и искусственный интеллект?

- Для Счетной палаты цифровые технологии уже стали инструментом повседневного применения. У нас функционирует «Цифровая платформа Счетной палаты» — программно-аппаратный комплекс, который предоставляет нашим инспекторам актуальные цифровые инструменты для проведения аудиторских процедур.

В 2023 году мы начали активно применять в своей работе возможности искусственного интеллекта, позволяющие с точностью до 90 процентов классифицировать нарушения в отдельных областях бюджетной и финансовой системы и, как следствие, существенно сократить трудозатраты и объем рутинных операций наших инспекторов, высвобождая тем самым интеллектуальные ресурсы для формулирования гипотез, выводов и рекомендаций. Практический пример — применение программ-роботов в сборе больших данных при работе с государственной информационной системой «Электронный бюджет». Полученные из ГИС данные служат основой не только для обнаружения недостатков, но и для формирования доказанных рекомендаций, что позволяет с математической точностью предлагать наиболее подходящие решения для совершенствования тех или иных сфер госуправления. Такие решения были предложены в сфере закупок, в управлении государственным имуществом, в исполнении госпрограмм.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем и дальше развиваться в этом направлении, наращивать свои цифровые компетенции. Сегодня цифровизация госаудита — это необходимый шаг к совершенствованию всей системы государственного управления, повышению подотчетности власти перед обществом.