Французы научат российских ремесленников защищать бренды
В начале следующего года Совет Федерации намерен провести семинар с французскими товаропроизводителями, в первую очередь сыро- и виноделами, чтобы те рассказали, как они защищают свои региональные бренды от подделок. Об этом сообщила председатель Комитета Совета Федерации по образованию и культуре Лилия Гумерова 14 ноября на Международном культурном форуме в Петербурге.
«Будем учиться, как зарабатывать, как защищаться от подделок и контрафакта, — пообещала Лилия Гумерова. — Мы уже пригласили представителей Минсельхоза и всех российских регионов, наших производителей — они аж в ладоши захлопали!»
По словам сенатора, сейчас прилавки переполнены подделками знаменитых российских товаров. Имитируют всё — от изделий художественных промыслов до масла и вин.
«Мы видим повсюду башкирский мёд, но столько мёда в Башкирии даже не производят. Мы видим оренбургские пуховые платки, а столько платков тоже нет, это подделка, — сказала Гумерова. — Но производители не идут в суд, чтобы защититься от подделок. Вот в Вологодской области мелкие производители настоящего масла объединились в гильдию и научились выигрывать суды у тех, кто делает продукт, даже близко не похожий на вологодское масло. А это ведь многомиллионные штрафы! Это уголовная ответственность!»
Сенатор посетовала, что в суде по интеллектуальной собственности таких дел пока — по пальцам пересчитать. «Огромное количество контрафакта заполняет рынки, а у нас нет культуры восстановления справедливости, — отметила она. — Это огромная проблема. Нужна пара показательных процессов, надо посадить, отнять, оштрафовать. И тогда дело сдвинется».
Гумерова напомнила о задаче, которую поставила перед сенаторами спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, — каждый должен зарегистрировать в своём регионе минимум один бренд. Однако сделать это оказалось не так-то просто.
Во многих регионах не оказалось не то что ведомства, а даже человека, отвечающего за ремесла. Порой нет и институтов, которые вправе выдавать заключение об уникальности и самобытности продукта.
«Где-то ведомств не хватает, где-то компетенций, — признала Гумерова. — Поэтому летом был принят закон, который вводит понятие географического указания — он начнёт действовать с июля 2020 года. Он позволит регионам самим давать заключения об уникальных свойствах товара. Так что это будет на совести регионов».
Географическое указание не только говорит, где произведён товар, но и гарантирует его качество. Им смогут пользоваться как отдельные производители, так и их ассоциации и союзы. Если, конечно, соблюдают несколько условий. Главное из них — основные технологические процедуры, влияющие на самобытность товара, должны производиться на определённой территории. При этом продукция должна быть качественной и успеть заслужить репутацию.
Ещё материалы: Лилия Гумерова, Валентина Матвиенко