Финансы выведут из тени
Противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и деофшоризации российской экономики был посвящен «правительственный час» очередного, 348-го пленарного заседания Совета Федерации
С докладом по этому вопросу выступил директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин. Забегая вперед, следует отметить, что благодаря его четко структурированному выступлению сенаторы очень хорошо поняли, как сегодня работает «антиотмывочная» система России, каких достигла результатов, с какими проблемами сталкивается и в какой помощи нуждается с точки зрения формирования правового поля в этой сфере. Законодательство уже существует, и, как отметил глава Росфинмониторинга, последние изменения позволили подтвердить международному сообществу, что Россия соответствует всем требованиям ФАТФ, ОЭСР и других международных организаций в области регулирования экономических процессов, и созданный «антиотмывочный» механизм соответствует международным стандартам. Более того, не так давно на конкурсе «Лучшее финансовое расследование», в котором участвовало 140 финансовых разведок мира, Россия заняла первое место. Тем самым сообщество финансовых разведок признало российскую одной из лучших в мире.
Похоже, именно такой — лучшей в мире — российская финансовая разведка стала не случайно. Криминальный «отмывочный» бизнес в стране — весьма разветвленная структура, имеющая хорошие доходы. И потому деятельность Росфинмониторинга ведется сразу по нескольким направлениям: регулирование, препятствование проникновению «грязных» денег в экономику и пресечение деятельности «прачечных», преступных групп, в первую очередь тех, которые действуют на базе финансовых организаций. К ним, кстати, отношение тоже дифференцированное.
Финансовый сектор Росфинмониторинг условно делит на четыре подгруппы. Первая — организации, которые сами создают и распространяют криминальный бизнес и втягивают в него своих клиентов. Такие финансовые организации берут все риски на себя, создавая целые системы с многочисленными техническими фирмами и большим количеством сотрудников. Есть площадки, рассказал Юрий Чиханчин, где оборот достигает до 50 миллиардов рублей в месяц. Вторая — теневые преступные группы, которые активно используют финансовые институты, очень часто не только банки. Третья — финансовые структуры, которые в основе своей не участвуют в так называемых «серых» схемах, но и не особенно дружат с законом, не предоставляя своевременно информацию или предоставляя некачественную. И, наконец — это законопослушные финансовые организации, которые в силу неурегулированности рынка иногда попадают в сложные ситуации.
Подход к каждой из этих групп разный. К кому-то применяют жесткие санкции, в каких-то случаях основная задача — выявление непосредственно преступной группы, которая использует финансовые организации, либо выясняются причины, почему происходит преступление. Как правило, это связано либо с незнанием нормативных актов, но чаще всего с отсутствием должного контроля со стороны руководства финансовых организаций. И вот что удалось сделать по всем этим направлениям. Первое, по словам главы Росфинмониторинга, значительно сократилась вовлеченность банков в крупные теневые схемы, в том числе за счет лишения лицензий. Второе — удалось скоординировать деятельность ведомств, задействованных в «антиотмывочной» системе, и нацелить их на решение главной задачи — пресечение деятельности «прачечных». Третье — увидеть, какие отрасли, в каких регионах наиболее подвержены теневым схемам, что стало возможным после того, как у Росфинмониторинга появился центр оценки рисков.
Такая углубленная, нацеленная работа финансовой разведки выявила ряд насущных проблем. В первую очередь речь идет об обороте наличной валюты, в том числе покупке-продаже иностранной. Результаты мониторинга говорят о том, что за последние годы в целом объем практически остается на стабильном уровне. Но настораживает, что к крупным игрокам на этом «неправовом» поле прибавились небольшие региональные площадки практически во всех крупных субъектах Федерации. По мнению Юрия Чиханчина, это говорит о том, что потребность в наличности остается в государстве довольно высокой. А также о том, что их деятельность не выявляется на ранней стадии и меры к ним начинают приниматься лишь тогда, когда они заработали уж очень активно.
Отметил глава Росфинмониторинга и ряд других проблем, свидетельствующих о том, что криминальный «отмывочный» бизнес постоянно ищет и находит удобные для себя лазейки в действующем законодательстве. Так, денежные потоки стали «уходить» в нефинансовые сектора экономики: потребительские кооперативы и сетевые магазины, на почту и рынок ценных бумаг. То есть туда, где финансовая деятельность, в отличие от кредитных организаций, либо слабо отрегулирована, либо находится практически в безнадзорном состоянии, как это происходит, например, с рынком оборота драгоценных металлов. Изменились и виды финансовых операций. Так, широкий спектр предлагаемых видов электронных платежей значительно затрудняет контроль за денежным потоком и проведением финансовых расследований.
Выявленные проблемы и их масштаб показывают направления, по которым следует сегодня предпринимать особые усилия. В первую очередь, по мнению Юрия Чиханчина, следует всеми силами поддержать надзорными и правоохранительными органами, заинтересованными министерствами и ведомствами становление мегарегулятора в лице Центрального банка. Это, считает глава Росфинмониторинга, позволит более системно выстроить государственную политику в области регулирования деятельности финансовых организаций и выработать единую политику надзорной деятельности в этом секторе. Центральному банку необходимо также оказать практическую помощь в процессе выявления финансовых организаций, в отношении которых требуется применение мер по их оздоровлению и, возможно, санкций. Следует создать механизмы раннего предупреждения о рисках и принятия мер на основании работы Центра оценки рисков. И, конечно, определить совместно с заинтересованными органами меры по реализации информации о рисках с применением международных стандартов.
Отдельное направление работы — укрепление нормативной базы. Юрий Чиханчин обратил особое внимание сенаторов на необходимость законодательного принятия мер ответственности кредитных и некредитных организаций за предоставление недостоверной, неполной или некачественной информации в Росфинмониторинг. Это серьезная проблема, потому что сегодня 25 процентов поступающей в его ведомство информации идентифицировать практически невозможно. Нужно также найти законодательный механизм, который позволил бы разбираться с клиентами, которым банки на основании действующего законодательства отказали в проведении операций и открытии счета. Куда они ушли со своими деньгами, которые вполне могли оказаться из разряда «грязных»? И как оценить деятельность сотрудников, которые работали в банках, лишенных лицензии? Практика показывает — переходя в другие банки, они переносят свои методы работы в новые финансовые организации, что, безусловно, создает угрозу.
Отдельно Юрий Чиханчин попросил сенаторов сосредоточиться на проблеме перемещения наличных денег через границу. Сегодня остановить этот поток невозможно. Только в 2012 году десять миллиардов долларов наличными вывезли за рубеж. По мнению главы Росфинмониторинга, норму вывоза нужно ограничить 15 тысячами евро. Может быть, особое внимание следует обратить и на ввоз валюты в Россию, не только наличной. Отвечая на вопрос одного из сенаторов, Юрий Чиханчин дал понять, что его ведомству известно, какие международные центры и организации финансируют радикальные силы на Украине. Они же, заметил глава Росфинмониторинга, финансируют определенные общественные организации и в России. Над этим тоже следует задуматься.