Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Финансовые права граждан будет отстаивать омбудсмен

В России вводится соответствующий институт уполномоченных

30.05.2018 17:41

Автор: Евгения Филиппова

Финансовые права граждан будет отстаивать омбудсмен

Фото: Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

Теперь, чтобы получить выплату по ОСАГО, которую занижает недобросовестный страховщик, или решить спор с кредитором до 500 тысяч рублей, гражданин должен будет обратиться к финансовому омбудсмену, а не в суд. Зато услуги по защите прав граждан станут бесплатными — работу финансовых омбудсменов оплатят из взносов самих финансовых организаций. Соответствующий закон, вводящий в России институт уполномоченных по правам граждан в этой сфере, одобрил 30 мая Совет Федерации.

Гражданин не будет платить финансовому омбудсмену

«Создание службы финансовых уполномоченных направлено на защиту прав граждан, потребителей финансовых услуг в сферах страхования, займа и кредита», — отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, представляя документ на пленарном заседании.

Вкладчикам проблемных банков обещали перемены

Обращение к финансовому омбудсмену для граждан будет бесплатным, отметил сенатор. Финансировать новую систему планируют за счёт Центробанка и взносов банков, микрофинансовых организаций и страховщиков, которых обяжут работать по новой системе. Причём размер выплаты, согласно закону, будет повышаться, если финансовому уполномоченному поступит много претензий к организации, и он сочтёт их объективными.

Обращения омбудсменам смогут направить только физические лица, а размер требований, которые будет рассматривать уполномоченный, а не суд, не должен превышать 500 тысяч рублей. Такие правила утвердили по итогам обсуждений законопроекта, которые велись с 2014 года, когда Правительство внесло инициативу в Госдуму.

С тех пор в законе появилось ещё одно правило, которого не было в первом варианте документа — теперь по небольшим спорам сначала следует обратиться к омбудсмену, а не в суд. Довести дело, например, на 250 тысяч рублей до суда можно будет, только если омбудсмен не примет обращение по одной из причин, прописанных в законе, или если его итоговое решение не устроит самого заявителя.

По мнению зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерия Васильева, такой порядок лишит граждан возможности выбирать путь, по которому он хочет защитить свои права. Но Николай Журавлёв убеждён, что новая система, наоборот, снизит социальную напряжённость среди населения, потому что решить свои проблемы с кредитами можно будет бесплатно, не неся судебные издержки.

Бразды правления Центробанку

Добро пожаловать в должники
Оператором работы омбудсменов станет Центробанк. Он создаст Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного, которая будет ведать финансами и политикой в этой сфере и предлагать кандидатуры омбудсменов. Совет директоров Банка России будет утверждать их и выдвигать главного финансового уполномоченного, которого станет утверждать президент.

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Николай Рыжков обеспокоен тем, что контролировать новый институт будет в основном Центробанк. Но финансовым уполномоченным сможет стать только достойная кандидатура — для этого нужно высшее юридическое образование, возраст не менее 35 лет и внушительный опыт работы в соответствующей сфере, отметил Николай Журавлёв. А ещё омбудсмен должен будет иметь «безупречную деловую репутацию и должен быть независим от сторон при рассмотрении конкретного обращения», сказано в одобренном законе.

К тому же централизованный институт финансовых омбудсменов перекроет дорогу тем, кто предлагает защитить потребителя в случае сложной ситуации с кредитом за немалые деньги, а потом обманывает его, отметил глава проекта ОНФ «За права заёмщиков» Виктор Климов на заседании Госдумы 23 мая.

«Появление дополнительного института — это шаг вперёд и движение в сторону усиления защиты прав потребителей», — подчеркнул первый вице-спикер Совета Федерации Николай Фёдоров. По его мнению, нужно контролировать, как будет работать новая система, и если будут проблемы, возвращаться к обсуждению вопроса.

Появление дополнительного института — это шаг вперёд и движение в сторону усиления защиты прав потребителей.

Закон планируют вводить постепенно. Через 90 дней со дня его официального опубликования взаимодействовать с финансовыми омбудсменами и исполнять их решения обязаны страховые организации, с 1 января 2020 года — микрофинансовые организации, а с 2021 года — кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды. Все остальные финансовые организации смогут войти в реестр структур, которые станет курировать финансовый уполномоченный, добровольно.

На заседании 30 мая Совет Федерации также одобрил ещё один документ — «закон-спутник», который увязывает различные законы, в том числе об ОСАГО, с новым институтом финансовых омбудсменов.


Справка. Когда можно будет обратиться к финансовому омбудсмену?

Обратиться к финансовому уполномоченному можно в случае возникновения спора со страховой организацией (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование), микрофинансовой организацией, кредитным потребительским кооперативом, ломбардом, кредитной организацией или негосударственным пенсионным фондом, если требование не превышает 500 тысяч рублей. 

Сначала нужно направить письмо в саму организацию, к которой возникли претензии. Если максимум в течение 30 дней не придёт ответ или он не удовлетворит потребителя, то надо направить обращение финансовому уполномоченному в той сфере, в которой возник спор, — например, страховании или кредитов. Омбудсмен обязан рассмотреть обращение в течение 15 рабочих дней или 30, если к нему обратится представитель гражданина (плюс десять дней, если понадобится экспертиза).

После этого решение направляется в организацию, допустившую нарушение прав клиента, и она будет обязана выполнить его в указанные в документе сроки. Если же она проигнорирует решение, не имея на то уважительных причин, то в организацию явится пристав-исполнитель и приведёт решение в исполнение в принудительном порядке.