Фермерским товарам хотят сократить путь от поля до прилавка
В кабмине предложили разрешить аграриям продавать сельхозпродукцию там, где она произведена
Фермерам и сельскохозяйственным кооперативам могут разрешить продавать произведённые продукты непосредственно на своих землях. Но только вне пределов пашен и особо ценных сельхозугодий. Законопроект с такими нормами Правительство внесло в Госдуму 13 июля.
Торговля без посредников, а значит, без накруток, безусловно, скажется на цене товаров, но кто проконтролирует их качество и что делать производителям, желающим осваивать рынок несколько больший, чем палатка на собственном участке? Эти вопросы «Парламентская газета» задала законодателям и экспертам.
У дома, но по правилам
Сейчас фермеры могут реализовывать товары только на рынках и ярмарках, которые, как правило, расположены далеко от земель аграриев, а значит, возникают дополнительные издержки. Внесённый кабмином законопроект предполагает, что продукцию можно будет продавать на собственном участке, установив нестационарный торговый объект или выделив место в специально оборудованных помещениях.
«Это позволит существенно снизить издержки. Тем самым фермеры смогут привлечь покупателей, которые располагаются неподалёку и хотят непосредственно у производителей приобретать самые свежие овощи, молочные товары, мясо», — сказал премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина 8 июля.
При этом размещение нестационарных торговых объектов на участках допускается, только если не нарушается почвенный слой. Размещать торговые точки на пашнях, мелиоративных землях или на особо ценных сельхозугодьях запрещается.
В профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации «Парламентской газете» рассказали, что предложения Правительства готовы поддержать.
«Крестьянские (фермерские) хозяйства — это точки роста всей сельхозотрасли, а потому расширение для них возможностей по реализации продукции — безусловное благо», — сказал председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Он отметил, что инициатива будет способствовать росту занятости населения.
По мнению председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимира Кашина, при организации торговли овощами, фруктами, ягодами на участке, где они выросли, цены должны быть ниже, а продукция — всегда свежая. Однако депутат призвал установить чёткие правила её реализации и думать в первую очередь о безопасности.
«Чтобы любая продукция попала в магазин, её производителю приходится обойти немало кабинетов, получая разрешения, — отметил Кашин. — Кто будет проверять фермерские товары на содержание нитратов и так далее? А уж если речь идёт о молоке и мясе, тем более требуется контроль».
Глава думского Комитета считает, что торговое место на ферме должно быть оформлено по тем же требованиям, что и на ярмарке, а также следует вести учёт всего продаваемого и решить вопросы налогообложения.
Зачем фермерам в сети
Инфляция в России в июне в годовом выражении ускорилась до 6,5 процента, побив пятилетний рекорд. Месячная инфляция составила 0,69 процента, сообщил Росстат. Из продуктов больше всего подорожали свёкла, морковь и картофель — на 58,4, 37 и 20,3 процента соответственно. Подешевели больше всего тоже овощи — огурцы на 21,8, помидоры — на 16,2 процента.
Цены на сельхозпродукцию могут быть ниже, особенно с учётом сезонности, если фермеры получат новые возможности для сбыта, а торговые сети умерят свои аппетиты, считает Владимир Кашин. Депутат выступил за расширение сети сельскохозяйственных рынков и максимально простое вхождение на них производителей.
«Для сетей нужен закон о размере ценовой надбавки», — сказал Кашин. Если фермеру будет выгодно сдавать продукцию продавцам, это будет способствовать развитию хозяйства, вовлечению новых земель в сельхозоборот. Размер пустующих угодий депутат оценивает примерно в 40 миллионов гектаров.
Читайте также:
• Российским помидорам грозят вирусы морщинистости и увядания • В российских магазинах появится автохтонное вино и коньяк России
Сенатор Алексей Майоров считает, что фермерам может помочь потребительская кооперация. «Её механизмы нужно расширять, а для этого необходим закон, который в том числе будет способствовать попаданию продукции относительно небольших хозяйств на прилавки торговых сетей», — отметил член Совета Федерации.
В организации по потребкооперации Центросоюз «Парламентской газете» рассказали, что потребительские общества уже сейчас осуществляют сбор продукции от фермеров.
«Перерабатываем ягоды, фрукты, овощи, молоко, мясо и многое другое для последующего предоставления их в кооперативных магазинах и организациях общепита», — прокомментировали в пресс-службе Центросоюза.
Там считают, что возможность фермерам работать на своей земле, жить и продавать свою продукцию придадут импульс развитию агротуризма на пасеках, рыбных хозяйствах, молочных фермах, где люди смогут покупать продукты на месте производства. «Расширятся возможности взаимодействия всех заинтересованных участников с КФХ и ЛПХ, например в части создания временных конструкций под склады, пункты продажи, других активностей», — добавили в организации.
В Союзе потребителей России видят перспективы в развитии торговли в формате «магазин у дома». Такой опыт давно и успешно используется в Европе.
«Небольшим сельхозтоваропроизводителям стремиться попасть в крупные торговые сети не нужно — там требуются огромные объёмы и постоянные поставки», — сказал «Парламентской газете» председатель совета организации Пётр Шелищ. А вот небольшие магазины, пусть даже объединённые в локальные сети, — то, что нужно.