Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Фермерские продукты доставят покупателю агроагрегаторы

Сенатор рассказал, что изменится для фермеров с принятием поправок в закон о развитии сельского хозяйства

08.10.2023 00:00

Автор: Алексей Никишин

Фермерские продукты доставят покупателю агроагрегаторы
Сергей Митин. © Юрий Инякин/ПГ

Крупным агрохолдингам скоро нельзя будет использовать слово «фермерский» на упаковке своих товаров, а мелким сельхозпроизводителям предстоит освоить новые каналы сбыта через агроагрегаторы. Как это повлияет на рынок продовольственных товаров и станет ли в торговых сетях больше фермерских продуктов, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» первый заместитель председателя Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.

Не просто название

Само название подсказывает, что фермерские продукты должны производиться фермерами. Между тем на законодательном уровне, отмечает сенатор Сергей Митин, понятия «фермер», равно как и «фермерская продукция», не существует. 

«Слово «фермер» упоминается в четырех федеральных законах, однако юридически это понятие достаточно расплывчато. Поэтому любая сельхозпродукция сегодня может быть названа фермерской, и этим пользуются крупные товаропроизводители и перекупщики, которые, видя растущий спрос, стремятся на этом заработать», — пояснил сенатор. 

При этом он заметил, что, если агрохолдинг продает свой товар под маркой фермерского, это вовсе не значит, что сам продукт опасен или плох. «У продукции агрохолдингов и у продукции мелкотоварного производителя есть свои плюсы и минусы», — констатирует Сергей Митин. На стороне агрохолдинга — современные технологии, оборудование, кадры. Фермер имеет иное преимущество: его продукты, как правило, более экологичны, в них реже используются пестициды и агрохимикаты. Сенатор уверен, что покупатель должен иметь полную информацию о том, где и кем произведен продукт. Наименование «фермерский» не должно быть просто названием, используемым в рекламных целях. А значит, необходимо разграничить продукцию промышленного производства от продукции, произведенной мелкотоварным производителем. 

Митин уточнил, что мелкими товаропроизводителями в нашей стране (к ним относят 160 тысяч фермерских хозяйств, 17 тысяч малых сельхозпредприятий и 17 миллионов личных подсобных хозяйств) производится более 50 процентов всего объема сельхозпродукции. «Работая над поправками в Закон о развитии сельского хозяйства, мы объединили все эти типы мелкотоварных производств общей экономической моделью и таким образом получили определение фермерского продукта, которое предлагаем ввести в законодательное поле», — рассказал сенатор.

Авторы поправок в закон предлагают закрепить название «фермерский продукт» за продукцией, произведенной малыми сельхозпредприятиями, численностью до ста человек и годовым оборотом не более 800 миллионов рублей.

При этом он подчеркнул, что появление законодательного определения фермерской продукции позволит решить сразу две задачи. Первая — навести порядок с информированностью потребителя, а вторая — открыть новые каналы доступа фермерской продукции на рынок. Этому посвящена вторая поправка в базовый закон. Речь в ней идет об агроагрегаторах.

Куда фермеру податься?

Нехитрое рыночное правило — мало произвести, надо еше и продать с прибылью — доставляет мелкому сельхозпроизводителю немало хлопот. Путей сбыта несколько, но на каждом из них есть свои препоны. Продовольственный ретейл — огромная и постоянно расширяющаяся сеть магазинов (более 66 тысяч) по всей стране, но требования там к продукции серьезные. Товар нужно поставлять в больших объемах, обработанным и в упаковке. Задача эта часто для мелкого производителя непосильная.

Другой путь — сельхозрынки, но цены за арендную плату там определяют оптовики-перекупщики. Товар до города еще и довезти надо. В общем, частник от такой торговли много не заработает. Да и количество рынков в последнее время неуклонно сокращается. «За последние восемь лет количество универсальных рынков сократилось на 42 процента, а сельскохозяйственных — на 56», — привел цифры сенатор. При этом, добавляет он, нужно помнить, что фермеру надо не справки и сертификаты на поставляемый товар оформлять, а в поле работать.

Поэтому предлагаемая в закон поправка и должна позволить создавать в регионах агроагрегаторы. О том, как они будут работать, можно узнать из итогов эксперимента, проводимого в Тульской и Липецкой областях. В создание агроагрегаторов там решили вложиться… торговые сети. Агрегаторы закупают у мелких сельхозпроизводителей продукцию, помогают им оформить договора, решают логистические вопросы, а также вопросы упаковки, маркировки, обработки и хранения товара. «Ежедневно с таких складов отправляются более 200 грузовиков и развозят продукцию по всей стране», — рассказал Митин.

Каждый ли регион сможет похвастаться такой картиной? «Конечно, нет, ведь ситуация в каждом субъекте своя, — отмечает Митин. — За Уралом, например, торговые сети развиты значительно слабее, и там они на помощь не придут. Но поправки в закон позволяют региональным властям создавать агрегаторы, привлекая не только средства частных инвесторов, но и государственное софинансирование по линии госпрограмм, направленных на поддержку АПК. «Главное чтобы появился инструмент, облегчающий малым сельхозпроизводителям поставки своей продукции на рынок», — отмечает сенатор. При этом он не скрывает, что у части фермеров поправки в закон, касающиеся агроагрегаторов, вызывают опасения.

Агрегаторы — дело добровольное

Опасения фермеров связаны с тем, не превратятся ли агрегаторы, аккумулирующие деньги государства и бизнеса, в обыкновенных перекупщиков, которые будут диктовать цены крестьянину. Важно понимать, что создание агрегаторов — дело добровольное, считает Сергей Митин. Если региональные власти, посоветовавшись с фермерским сообществом, решают агроагрегаторы создавать — тогда путь открыт. Если же речь о таких регионах, как Татарстан или Башкирия, где хорошо развиты потребкооперативы (их функции совпадают с агроагрегаторами), то создавать там новые дублирующие структуры, конечно, не нужно. По информации Минпромторга, еще 37 субъектов из восьми федеральных округов выразили заинтересованность в реализации пилотных проектов по созданию агроагрегаторов. 

Сейчас законопроект с поправками внесен в Госдуму, идут консультации с Правительством по отдельным его положениям. «Документ мы еще будем дорабатывать, — говорит Сергей Митин. — Например, чтобы совсем успокоить фермеров, можно дополнить его поправкой, что создание агроагрегаторов возможно только с согласия фермерского сообщества региона». Сенатор считает, что как бы ни были хороши агроагрегаторы, у сельхозпроизводителя должен оставаться выбор, каким путем он будет реализовывать свою продукцию. Есть ряд региональных проектов, когда фермеры смогут доставлять свою продукцию покупателю с помощью автолавок. «Горьковский автозавод готов поставить прекрасно оборудованные автомобили для такой торговли», — подчеркнул сенатор. Кроме того, с 2022 года в стране финансируется приобретение торгового оборудования для создания торговых точек фермерской продукции.

Пути поставок фермерской продукции потребителю могут быть разные, главное, чтобы они были выгодными обеим сторонам, заключил Сергей Митин.

Читайте также:

• Фермерские хлеб и молоко предлагают закупать для школьного питания