Фермерские хлеб и молоко предлагают закупать для школьного питания
В Совете Федерации обсудили, что мешает создать стабильные каналы сбыта для продуктов крестьянских хозяйств
Более половины производства внутреннего сельхозпродукта России приходится на малые и индивидуальные хозяйства. Спрос на фермерские товары высокий, но каналов сбыта не хватает. А там, где большие торговые сети создают площадки для такой продукции, цены на нее кусаются. Что сделать для исправления ситуации, обсуждали 4 октября на конференции «Малому бизнесу — большая полка» в Совете Федерации.
Торговые сети ведут к фермерам
В самом центре Москвы, на живописных торговых рядах на Тверской раскинулась красочная фермерская ярмарка. Усилиями организаторов — Совета Федерации и одной из крупнейших ритейл-групп России — свою продукцию здесь представили аграрии из 40 регионов, всего 56 участников. И до 8 октября те, кто придут к памятнику князю Юрию Долгорукому, смогут попробовать и приобрести якутский балык и тамбовское сало, краснодарский мед и крымский квас, калмыцкий сыр и ижевскую ягоду.
По торговым рядам лично прошлась вице-спикер палаты регионов Инна Святенко — она уверена, что пришедшие на ярмарку москвичи и гости столицы, попробовав эту экологически чистую и вкусную продукцию, обязательно будут ее покупать. «Я рада, что сетевые магазины делают сегодня островки, на которых фермеры могут презентовать свои продукты — россияне такие форматы уже полюбили», — отметила Святенко.
Важный формат выставки фермерских достижений — возможность для лучших сельхозпроизводителей страны провести переговоры с руководителями крупнейших торговых сетей об условиях поставок своей продукции. И чем быстрее будут достигнуты такие договоренности, тем лучше — как отмечали организаторы выставки, это отвечает интересам и фермеров, и торгсетей, и, конечно же, покупателей, которые хотят видеть на полках городских магазинов намного больше фермерской продукции.
Увы, ее нехватка в мегаполисах обусловлена, в частности, тем, что с 2007 года в 6,5 раза уменьшилось количество рынков — с шести тысяч до 816. Это заставляет искать новые способы продажи и продвижения фермерских товаров — прежде всего, через федеральные торговые сети. Стоит отметить, что сегодня в России работают 160 тысяч крестьянских хозяйств, около 17 тысяч малых предприятий, около 17 миллионов личных подсобных хозяйств. А на долю малых форм хозяйствования в нашей стране приходится 56 процентов валового сельхозпродукта.
Агроагрегаторы смогут создавать в регионах
Эти цифры были озвучены на конференции «Малому бизнесу — большую полку», которая прошла 4 октября на площадке Совета Федерации и была посвящена практическим вопросам развития малого предпринимательства, фермерства и локальных производителей. Это уже второе подобное мероприятие — впервые оно прошло в феврале 2023 года в Санкт-Петербурге. Как отметил председатель конференции, глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, сегодня сенаторы поддержали запуск пилотного проекта одной из российских ритейл-групп по созданию нового агроагрегатора — специально для реализации продукции фермеров. Структура берет на себя решение таких сложных для хозяйств вопросов, как формирование крупных партий продукции от нескольких поставщиков, оформление необходимой документации, упаковку товаров, а также проводит экспертизу качества товара. «Сейчас стоит задача масштабировать этот проект в целом ряде регионов России», — сообщил Двойных.
О проблеме доставки фермерских товаров до населения не раз говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко — этой теме она уделяет особое внимание. В июне 2023 года сенаторами был внесен в Госдуму законопроект, который позволит использовать меры господдержки для создания инфраструктуры сбыта фермерской продукции. Как сообщил один из авторов документа Александр Двойных, в законопроекте предлагается определить, что такое «фермерская продукция». «Это позволит дифференцировать товары, произведенные малыми формами хозяйствования и крупными агропредприятиями, — сегодня есть факты недобросовестной конкуренции, когда крупные производители маркируют свои товары как «фермерские». Это неправильно», — заявил он.
Главная же задача законодательной инициативы, как считает Двойных, — чтобы у малых производителей появился гарантированный и стабильный канал сбыта своей продукции. Причем одним из таких каналов может стать школьное питание. «Такой запрос есть, мы его видим. Родители хотят видеть в рационе своих детей полюбившуюся местную продукцию — хлеб, молоко, другие продукты. Считаю, это хорошая инициатива», — уверен сенатор.
При этом доставка фермерских товаров должна, как предлагается в законопроекте, осуществляться через агроагрегаторы: регионам хотят предоставить право принимать свои программы по созданию и поддержке таких структур, которые могут возникать не только на базе торговых сетей, но и уже работающих сельхозкооперативов — некоторые из них, как отмечают парламентарии, работают на местах крайне эффективно.
Каналы сбыта помогут сохранить село
Федеральные депутаты концептуально поддерживают сенаторский законопроект. При этом останавливаться только на его принятии нельзя — так считает зампредседателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. По ее словам, в стране только на данный момент работает 6,5 тысячи активных малых поставщиков сельхозпродукции, и надеяться, что агроагрегаторы в регионах смогут сразу всех охватить, не стоит.
При этом даже на оставшихся «в живых» рынках цены на фермерскую продукцию кусаются — помидоры, сыры немногим уступают по стоимости аналогичным товарам в торгсетях премиум-класса. Оглоблина назвала одну из причин — работают перекупщики. Но более веская причина — из-за возросших расходов на логистику себестоимость продукции фермеров сегодня фактически сравнялась с ценой на тот же продукт от крупных производителей.
«В Мордовии один крупный магазин создал площадку специально под фермеров, даже нашли канал сбыта в Москве. Но все упирается в логистику — доставлять товары в столицу слишком дорого. И именно здесь нужна господдержка: если мы просто скажем регионам, чтобы там создавали агроагрегаторы, проблему малых хозяйств, многие из которых находятся сегодня в предбанкротном состоянии, мы не решим. Считаю, что нам надо пробивать Минфин, чтобы заложить в бюджете госсредства на логистику для доставки фермерской продукции в крупные города», — уверена Юлия Оглоблина.
В палате регионов дали понять, что дополнительные расходы госбюджета в отношении логистических расходов фермеров сегодня, даже в непростых для национальной экономики условиях, оправданы. «Развитие сбыта фермерской продукции считаем сверхактуальной задачей. Потому что она напрямую связана с решением другой стратегически важной задачей России — сохранения сельского населения», — заявил Александр Двойных.
Читайте также:
Ещё материалы: Инна Святенко, Александр Двойных, Юлия Оглоблина