ФАС предложила меры по стабилизации цен на зимний дизель
Источник: ФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала меры, которые должны помочь стабилизировать цены на зимний дизель. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Накануне, 16 ноября, цена на зимнее дизельное топливо в очередной раз обновила рекорд, достигнув отметки в 61,528 тысячи рублей за тонну. Ранее, по итогам торгов на 11 ноября, она обновила исторический максимум в пятый раз подряд, превысив 61 тысячу рублей за тонну.
«ФАС разработала основные предложения по стабилизации цен на зимний дизель. Они касаются увеличения объёма продаж на бирже, сокращения суррогата, оптимизации перевозки топлива, корректировки демпфера», — сообщили в ведомстве.
В частности, в ведомстве предложили повысить норматив продажи зимнего дизеля на бирже на 2,5 процентных пункта — с 7,5 до 10 процентов. «Это позволит создать запас прочности в период повышенного спроса на зимний дизель», — считают в ФАС.
Кроме того, в службе хотят скорректировать демпфирующий механизм топливного рынка, чтобы избежать риска волатильности цен на бензин и дизель в 2022 году. Так, предлагается не увеличивать индикативную цену в формуле демпфера на пять процентов в 2022 году, как это было запланировано, и сократить её максимально возможное превышение на торгах для выплаты демпфера — с 20 до 10 процентов. Всё это поможет ослабить давление на розничные цены и снизить темпы роста стоимости топлива на бирже, считают в ФАС.
Кроме того, в ведомстве предложили изменить расчёт демпфера, разделив оптовые цены на дизель на два показателя — лето/межсезонный период и зимний период — и установить для них соответствующие требования.
Федеральная антимонопольная служба также может инициировать проверки поставщиков топлива, чтобы пресечь оборот суррогатов, в том числе по зимнему дизельному топливу.
Ещё одной предложенной мерой ведомства стало оперативное принятие механизма по предоставлению субсидий на транспортировку топлива для регионов Дальнего Востока.
Демпфирующий механизм призван сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке. Его суть в том, что если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтяникам часть этой разницы, чтобы они не повышали цены внутри страны. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива с государством.
С 1 мая в России работает новый демпферный механизм. Закон о корректировке депмфера Президент России Владимир Путин подписал 2 июля. Так, индикативная цена по новой формуле демпфера снижена на четыре тысячи рублей за тонну. При этом с 1 января по 31 декабря 2022 года её понизят на 2,7 тысячи рублей за тонну по сравнению с установленной сейчас в Налоговом кодексе ставкой.
Корректировка демпфирующего механизма на топливо потребовалась из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть. Таким образом предполагается удержать розничные цены на топливо в пределах инфляции и поддержать сектор нефтепереработки.
Ранее, 10 ноября, глава Министерства энергетики Николай Шульгинов заявил, что производство автомобильного бензина в России к 2026 году вырастет на 4,7 миллиона тонн, а дизельного топлива — на 32 миллиона тонн.
По его словам, в 2020—2021 годах удалось удержать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке на уровне инфляции. Чтобы в будущем обеспечить достаточные мощности для производства моторных видов топлива, Минэнерго заключило 21 соглашение с нефтеперерабатывающими заводами по их модернизации и строительству новых установок по производству топлива.